«Северный поток – 2» подведет черту под рентабельностью ГТС Украины
Украинцам нужно определиться с планами по газотранспортной системе, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
Киев пытается продать ГТС на 15 лет вперед
Глава компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон заявил, что газотранспортная система (ГТС) страны является сложной и уникальной инфраструктурой, обслуживание которой обходится государственному бюджету примерно в 1 млрд долларов в год.
Без наличия долгосрочного транзитного контракта поддержка украинской ГТС является экономически нецелесообразной и отметил, что мощности этой инфраструктуры любой клиент может свободно забронировать на 15 лет вперед.
Компания «Оператор ГТС Украины» появилась в результате анбандлинга «Нафтогаза». В президентство Петра Порошенко Украина имплементировала энергетическое законодательство ЕС, по которому поставщики и транзитеры газа должны быть разделены, но выполнение правила затянулось на несколько лет – Коболев и Витренко до последнего удерживали ГТС в составе «Нафтогаза».
При Владимире Зеленскому расклад изменился, и теперь за ГТС отвечает структура, которой руководит господин Макогон.
Основой украинской ГТС является газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород», построенный в восьмидесятые годы для транспортировки газа с восточносибирских месторождений на рынок Западной Германии. Его строительство, как и в случае с «Северным потоком – 2», находилось под жесточайшим давлением США, а политолог Энтони Блинкен – текущий глава Госдепа, даже написал по этому поводу книгу.
После получения Киевом суверенитета газовая инфраструктура долгие годы являлась едва ли не главным источником поступления валютных средств в украинский бюджет и важным инструментом обеспечения независимости Украины как государства.
Однако украинцы сразу перегнули палку в отношениях с РФ, в результате чего возникли многочисленные обходные Украину газопроводы: «Ямал – Европа», «Северный поток – 1», «Турецкий поток» и завершаемый в эти месяцы «Северный поток – 2».
В 2022 году возникнет ситуация, когда для поставки российского газа на европейский рынок станет достаточно обходных Украину газопроводов. До 2024 года транзит гарантирован соглашением 2019 года, а вот дальше для украинцев наступает terra incognita.
В этом и кроется причина заявления Макогона, но есть сомнения по возможности инфраструктуры выдержать еще 15 лет работы. Заложенные в трубы и газораспределительные станции сроки годности вышли, а обслуживание мощностей без модернизации обходится украинцам все дороже и дороже, поэтому цифра в 1 млрд долларов не является конечной.
Украинскую ГТС ждет обновление
«Желание получить гарантии по многолетнему транзиту связаны с требованиями кредиторов компании «Оператор ГТС Украины» обеспечить гарантии долговременного использования ГТС и возврата вложенных средств», - констатирует Белогорьев.
Кроме РФ никто не обеспечит загрузку украинской ГТС. Инфраструктура создавалась Москвой для транзита российского сырья, а все разговоры Киева про альтернативную загрузку проекта являются популистскими заявлениями.
«Без гарантий постоянного транзита российского газа никто не будет вкладывать средства в модернизацию экспортной части украинской ГТС. Проблеме много лет – украинцы не могут договориться с Россией из-за того, что Киеву не удается убедить Москву в том, что инфраструктура будет функционировать в течение длительного времени», - заключает Белогорьев.
Украинский транзит на сегодня является самым дорогим для «Газпрома», а антироссийская политика Киева сделала невозможным достижение взаимовыгодного соглашения, поэтому «Газпром» планирует минимизировать сотрудничество с украинской ГТС.
«Что касается актуального состояния трубопроводной системы, то это дискуссионный вопрос. Российские специалисты не имеют доступа к материальной базе украинской ГТС, а украинские компании не детализируют проблему. «Оператор ГТС Украины» не публиковал отчета по данной теме, из-за чего у «Газпрома» крайне скептический настрой», - резюмирует Белогорьев.
Мощности преодолели проектный срок службы (33 года), их можно продлевать – в РФ так постоянно делают, но для этого необходимо постоянное обслуживание, а ГТС Украины с восьмидесятых годов находится в состоянии хронического недофинансирования.
«В последние годы ситуация не изменилась. Объем требуемых инвестиций в украинскую ГТС оценивается по-разному. Минимальная оценка находится в 6 млрд евро, а максимальная – равняется 12 млрд евро. Вопрос в том, что именно модернизировать. Текущий объем мощностей по проектной документации – 114 млрд кубов газа в год в западном направлении, и он явно избыточен», - констатирует Белогорьев.
РФ даже в самом оптимистичном для Украины сценарии не будет транзитировать через украинскую ГТС более 40-50 млрд кубов газа в год.
«Украине придется выводить из строя и консервировать мощности, что также требует расходов. Еще надо определиться с тем, какие мощности необходимо оставлять и дальше подвергнуть модернизации», - заключает Белогорьев.
Это является главным вопросом для Украины, а не бронирование на 15 лет того, чего в будущем точно не будет существовать.