И на клумбах будут лампочки цвести
Мягко говоря, это всем не понравилось. В соцсетях стремительно вспыхнули очаги возмущения: тот редкий случай, когда люди едины во мнении и строчат комментарии, чтобы поупражняться в остроумии и поблистать эрудицией. Припомнив пластиковые деревья и цветы в других местах, москвичи сравнивали свой город с дешевой кафешкой, кладбищем и помойкой.
Вскоре дискуссия съехала из эстетической плоскости в этическую. «А ведь некоторым это нравится. Что с ними — отсутствие вкуса, чести, морали, нравственности?» — вопрошали одни. Другие упирали на то, что цветы-лампочки оскорбляют детей. Дети — наше все, а их травмируют фальшивыми клумбами, нанося непоправимый вред хрупкой психике. Третьи предположили, что пластмассовые украшения — это первый шаг в бесчеловечной программе по уничтожению всего живого в пределах МКАД. Погодите-погодите, скоро за людей возьмутся!
Когда читаешь подобные красочные обсуждения, очень любопытно наблюдать, до каких глубин абсурда может докатиться человеческое возмущение. Это настолько удивляет, что даже доставляет некоторое удовольствие.
Но, например, была бы я любознательным интуристом, желающим впервые посетить Москву, какое впечатление я бы вынесла из разговоров сердитых горожан? Наверняка бы ужаснулась и передумала ехать в этот грязный и мрачный «город-могилу», где уничтожены все зеленые насаждения и скоро начнут отстреливать людей. Но я не интурист, а коренная москвичка и отлично знаю эту милую особенность моих соседей по малой родине — доводить себя и других до белого каления по малейшему поводу, не щадя душевного здоровья. Вот так: живем в одной из самых красивых столиц мира, но никому спуску не дадим! Причем гнев наш касается не только городских интерьеров, но и вообще всего на свете.
Когда мне нужно составить впечатление о каких-нибудь товарах или услугах, я, понятно, изучаю отклики в интернете. Но всегда смотрю на город, откуда пишется то или иное сообщение. Если автор — москвич, можно дальше не читать. Одежда и обувь у него всегда на размер меньше (или больше), бытовые приборы неисправны, в ресторанах подают отраву, в пятизвездочных гостиницах нечистое белье и скверный вид из окна. Словом, лучше вовсе не жить, не то что из дома выходить.
Психологи, конечно, эту черту московского характера объясняют повышенным уровнем стресса из-за нехватки личного пространства: живем скученно, в общественных местах толпы, на дорогах пробки. Однако психически здоровый человек — а мы в большинстве все-таки здоровы — отличается от больного тем, что знает о своих слабостях и может их контролировать. Озверел от пластикового цветочка — остановись, сделай глубокий вдох, посчитай до десяти. Научившись обуздывать свой праведный гнев, мы успокоимся, оглядимся трезвым взглядом вокруг, потихоньку вернувшись в объективную реальность. И заживем счастливо в чистом и удобном городе, а не на кладбище и помойке. А потом и вовсе, может, заметим, что лампочки на клумбах очень красиво горят по вечерам. Город-то колоссальный, и украшать его надо разнообразно: и живыми цветами, и вазонами, и фонарями, и так далее.