Ответы на комментарии к постам про Дзержинского. Продолжение
К первому посту про Дзержинского был 281 комментарий. Естественно, я не могу на все ответить, но интересно, что эта тема вызвала такое оживление. Есть любопытные комментарии. Некоторые пишут, что коммунисты – это люди необразованные. Я так понимаю, что самым необразованным был основоположник, Карл Маркс, и столь же необразованным был Фридрих Энгельс. Ленин тоже был необразованный. А вот Сталин, который уничтожил коммунистов, был человеком высокообразованным – в духовной семинарии не доучился. Я написала, что Сталин проект коммунистический подменил проектом имперским, а читатель возразил, что в сочинениях Сталина про имперский проект ничего не написано. И правда, не написано. Я вынуждена была прочесть всё, что написал Сталин, всё это спрашивали на экзаменах в университете, и мы это знали чуть ли не наизусть, требовали знать наизусть. Шутили, что спрашивают, «на какой странице Плеханов ушёл в кусты». Или такой вопрос задают: почему рабочие назвали предпарламент предбанником? Отвечать на этот вопрос нужно было «для смеху», потому что в «Кратком курсе…» было написано, что «рабочие для смеху назвали предпарламент предбанником». Но тексты Сталина отнюдь не исповедальные. Он писал то, что считал нужным написать, а вовсе не то, что думал. Было бы странно, если бы он откровенно написал про свой тоталитарный режим, что он преследует имперские цели.
Что касается Варлама Шаламова, то его арестовывали после Дзержинского, и настоящий срок он получил во время сталинских репрессий, которые действительно были террором против собственного народа.
Про лагеря при Дзержинском наши читатели пишут так, как будто это Дзержинский их изобрел. Мы уже говорили, что тюрьма, каторга и ссылка или их аналоги были во все времена, во всех странах, у всех народов. При царском режиме, который наши читатели считают очень гуманным, каторгу отбывал Достоевский, он описал это подробно в «Записках из Мертвого дома». Арестован он был за участие в кружке Петрашевского. Петрашевцы не занимались антигосударственной деятельностью и вообще никакой деятельностью, они собирались и разговаривали, возможно, критиковали систему, но дальше разговоров дело не шло. За это их арестовали и присудили не к каторге, а сразу к смертной казни. Они стояли на эшафоте под виселицами, Достоевский сказал другу, стоявшему рядом с ним: «Через пять минут мы будем с Христом». А друг ответил: «Через пять минут мы будем падалью». Тут прискакал нарочный и объявил, что смертная казнь им заменяется каторгой. Если бы нарочный опоздал на пять минут, Достоевский был бы казнен.
Я написала, что в Соловецком лагере особого назначения культурная жизнь кипела, читатели мне возразили. Но то, что я рассказала, я не придумала, это рассказал Дмитрий Сергеевич Лихачёв, который сидел на Соловках с 1928 года, рассказал это не мне, а по телевизору, это не только я, а миллионы телезрителей слышали. Я говорила, что Дзержинский и ВЧК, председателем которого он был, боролись с врагами революции, которых было много. После революции народ разделился на сторонников и противников революции почти пополам. Если бы на одной из сторон было много больше людей, чем на другой стороне, то Гражданская война не длилась бы целых четыре года. Победили красные, но те, кто составлял социальную базу белых, никуда не девались, они продолжали жить в стране и по-прежнему были противниками революции. Всё, что читатели мне возразили, не опровергает этих моих слов. ВЧК боролась с врагами революции. А защитники сталинского тоталитарного режима боролись со своим народом. Что касается установки памятника Дзержинскому в Польше, то такой памятник установили, и в первую же ночь после его установки кто-то покрасил руки Дзержинского красной краской, он сказал этим, что у Дзержинского руки в крови.
Спасибо trinao за то, что она рассказала о родственнице Дзержинского, мне было очень интересно.
_jk пишет, что мы продолжаем пожинать плоды, посеянные Дзержинским. Это неверно. Всё, сделанное Лениным, и всё, сделанное Дзержинским, уничтожил Сталин, так что то, что мы пожинаем, это плоды сталинского тоталитарного режима.
Хочу ответить moya_shweizaria. Февральская революция началась потому, что в Петербурге не хватало продовольствия. Потом была Гражданская война, которая продолжалась четыре года. Во время войны была продразвёрстка, причём не только на территориях, занятых красными, но и на территориях, занятых белыми. Продразвёрстка – неизменная спутница войны, армию надо кормить, при этом большая часть мужского населения воюет, и хлеб выращивать некому. Но в 1921 году Ленин ввёл НЭП. Продразвёрстку заменили продналогом, и крестьяне повезли хлеб на рынок. Вести НЭП Ленину было непросто, у НЭПа было очень много противников среди коммунистов, среди большевиков. Говорили, что НЭП – это капитуляция, отступление от революционных идеалов, предательство интересов народа. НЭП вызвал даже множество самоубийств, у мамы была подруга Нелли, которая покончила с собой. Мама мне показывала её фотографию, типичная тургеневская девушка, да и её имя говорит о том, что она не была рабоче-крестьянского происхождения. Но вот не смогла вынести «предательства интересов народа». Ленин сказал, что НЭП – это «всерьёз и надолго», это соревнование двух систем, и какая система победит, та и победит. И если бы Ленин оставался у власти ещё хотя бы несколько лет, то, возможно, Советский Союз стал бы социал-демократической страной, была бы реализована модель, похожая на шведскую.
Я не помню, рассказывала ли я то, что стало известно со слов Натальи Седовой – гражданской жены Троцкого. Она рассказывала, что в ночь после Октябрьского переворота она и Надежда Константиновна постелили своим мужьям постель на полу. Троцкий заснул мгновенно, а Ленин никак не мог уснуть, толкал Троцкого локтем в бок и говорил: «Лев Давидович, как вы думаете, сколько мы продержимся? Парижская коммуна продержалась 71 день, а мы продержимся столько, или мы и семи дней не продержимся?». И я хочу сказать, что если это всё продержалось 70 лет, то, значит, дело здесь не в Ленине и не в Троцком.
После революции был режим диктатуры, которую назвали «диктатура пролетариата». Без диктатуры невозможно было справиться с хаосом, который тогда царил в стране. Временное правительство не овладело ситуацией. Уже Керенский понял, что без диктатуры не обойтись, и попытался ввести режим, который назвали потом «керенщиной». Из-за этого Керенский, который был всеобщим любимцем, превратился в объект всеобщей ненависти. Восстание Корнилова было попыткой создать диктатуру. Восстанию Корнилова противостояли революционные гарнизоны Москвы и Петрограда, и я считаю восстание Корнилова, сентябрь 1917 года, началом Гражданской войны. После Октября говорили, что режим диктатуры продлится до полной победы революции, а после неё в стране будет демократия. Но было непонятно, каким образом диктатура трансформируется в демократию. НЭП давал ответ и на этот вопрос. НЭП – это свободный рынок, а свободный рынок нуждается в демократических институтах, и они неизбежно формируются при нём. Но Ленина не стало, а Сталин тут же свернул НЭП и вскоре провёл коллективизацию.
Продолжение следует.