А железный занавес-то не за горами, или На что указывает «кейс Белозерцева-Шпигеля»
А вообще красиво получается, складненько: не успел Владимир Владимирович призвать прокуроров бороться с коррупцией, в особенности той ее частью, что «касается защиты бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, государственных и муниципальных программ», как на тебе, пожалуйста, – губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева и крупного бизнесмена, председателя совета директоров группы фармацевтических компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля уже ведут под белы рученьки.
И все, кстати, происходит очень демонстративно, на камеру, точно пишут хронику, чтобы ни одна подробность, даже мельчайшая, не ускользнула от внимания россиян, следящих за делом.
Тут тоже, надо полагать, все по президентскому завету:
И если мы имеем дело с преступлением, с коррупцией, с наживой за счет граждан, то мы, во-первых, всегда должны доводить [расследование] до конца, и во-вторых, это надо делать гласно,
– подчеркнул Владимир Владимирович спустя всего три дня после выступления на коллегии Генпрокуратуры РФ.
Так что удивляться тому, что именно сейчас всплыло дело, хотя тот же Шпигель находился постоянно в зоне внимания силовиков уже не один год, не стоит. Приберегали до нужного момента. И вот – он настал.
Что за момент?
Ну тут все очевидно: идет подготовка общества к президентскому Посланию Федеральному Собранию, которое, надо полагать, и знаменует собой начало думской кампании – 2021. Поэтому общество надо разогреть, подготовить, показать, что наше российское государство – оно за справедливость и от наказания не уйдет ни губернатор, ни олигарх (по совместительству бывший сенатор). А если понадобится, то и министр (вспомним дела Улюкаева и Абызова).
К тому же, хоть с посадкой Навального протестные настроения существенно так пошли на спад, с самой антикоррупционной повесткой «берлинского пациента» надо что-то было делать. И ничего лучше, чем просто перехватить, тут не придумаешь. И в этом плане, думается, «кейс Белозерцева-Шпигеля» будет не единственным, о чем, собственно, и написал глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн в своем телеграм-канале.
Источники говорят, что нас засыплют коррупционными арестами до Послания Президента Путина. И пережившие этот шквал поседеют, потому что он будет беспощадным и в регионах, и в Москве,
– в свою очередь делится инсайдом политолог Марат Баширов в ТГ.
Но тем не менее почему выбор пал на Белозерцева?
Фото: СК / РИА Новости
Удар по Володину, в ближний круг которого входил губернатор? Но он слишком весомая фигура, чтобы его срубить – надо что-то посерьезнее Белозерцева. Хотя, конечно, как преподнести это президенту, от этого многое зависит, но вряд ли стоит думать, что после задержания Белозерцева Володин тут же впадет в немилость.
По Шойгу? В особенности, учитывая, что тот в этот момент находился с Владимиром Владимировичем в тайге? «Косвенно экстренное задержание протеже Шойгу может служить намеком на принятое/озвученное в узких кругах вчера предварительное решение именно Шойгу поставить во главе списка ЕР на выборах в Госдуму», – добавляет поленьев в костерок телеграм-канал «Канал Визионера».
Ну да, конспирология выходит забубенная, но, как верно подметил политолог Дмитрий Журавлев, Белозерцев Шойгу – «что слону дробина». Даже не почувствует.
В чем тогда политический смысл задержания губернатора? Неужто просто коррупция?!
Ну да, в такое не верится совершенно. Но если ниточки от Белозерцева никуда не ведут, то, может, дело в том, что не на того смотрели? Может, надо присмотреться повнимательнее к фигуре Шпигеля, фигуре очень колоритной, отметим, неоднозначной? Тем более что кроме него СК задержал его супругу Евгению, возглавляющую «Биотек», а также Антона Колоскова, гендиректора ОАО «Фармация», входящую в вышеназванную компанию.
И вот тут находится много чего интересного.
В уголовной повестке Борис Исаакович светился уже не раз, правда, косвенно: в 2000-х президент «Биотека» Олег Ковалев стал фигурантом громкого коррупционного дела с Федеральным фондом медицинского страхования, в 2012 – иск SEC к Eli Lilly & Co за то, что компания с 2000 по 2005 год продавала лекарства, используя мошенническую схему, российскому дистрибьютеру, за которым угадывался уважаемый Борис Исаакович, приблизительно в это же время – скандал с израильской компанией Teva Pharmaceutical Industries, которая якобы платила одному высокопоставленному чиновнику, тогда Шпигель занимал пост сенатора, за помощь в получении госконтрактов…
Фото: Валерий Мельников / Коммерсантъ
В общем, папочка пухлая, но, как говорится, дела минувшие – что о них вспоминать? Но вот закрывать глаза на текущие авантюры – это совсем другое.
Политолог Илья Гращенков в своем телеграм-канале отмечает, что «с начала 2020 года рост фармацевтической промышленности превысил 50%, так же прирост стоимостного оборота составляет около 20-30%, а к концу 2020 года объём рынка превысил 2 трлн рублей. При том, что совокупная выручка фармкомпаний в 2019 году достигала всего 285 млрд рублей».
При этом, – продолжает он, – государственные закупки фармацевтической продукции остаются основным драйвером роста рынка. В рамках национального проекта «Здравоохранение» на борьбу с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями предусмотрено финансирование в объеме свыше 1 трлн рублей до 2024 года. <…> Раз фармрынок в 2020 году опередил многие другие и кто-то решил за счет этого нажиться сверх меры, то и регулирующий меч государства, несомненно, обрушится на головы виновных.
Но почему Шпигель?
Тут три причины. Во-первых, кому-то он все-таки перешел дорогу или не внес достойный взнос – этого, по всей видимости, мы никогда не узнаем, поэтому и гадать не будем. Во-вторых, внимание к его фигуре не мог не привлечь скандал с некачественными тестами на COVID-19, плюс его компания получила первый контракт на поставку лекарства от СМА для фонда «Круг добра», созданного Владимиром Путиным в начале года. А это – уже не хухры-мыхры. А в-третьих, не стоит забывать, что Борис Исаакович является гражданином Израиля, то есть, надо понимать, нажитые непосильным трудом средства в России планомерно утекают за кордон, что, в свою очередь, в корне противоречит, по крайней мере, озвученному президентом курсу на «национализацию элит». В пользу последнего, кстати говоря, свидетельствует и предложение правительства изымать деньги чиновников, как пишут РИА Новости, «если на их банковских счетах окажется сумма, превышающая официальный доход за последние три года, а законность получения денег не будет подтверждена».
Источник фото: сайт Кремля
И вот этот message прямо и стопроцентно бьется с перехватом антикоррупционной повестки – одним ударом двух зайцев, уже не только разогревая народ, но и элиты перед Посланием.
И вот это – да, сильно.
Однако и этот message можно докрутить до его логической развязки.
О чем говорит взятый курс на «национализацию элит»?
Прежде всего о том, что деньги должны храниться на Родине. А это, в свою очередь, становится важной темой… да, верно: при ухудшении отношений с Западом и США. То есть такая внутренняя подготовка.
А как же иначе, если Лавров только и говорит о том, что связи с Евросоюзом–как разорванные нити?
Из последнего:
С Евросоюзом как с организацией отношений нет. Вся инфраструктура этих отношений уничтожена односторонними решениями Брюсселя,
– заявил глава внешнеполитического ведомства на совместной пресс-конференции с главой МИД Китая, добавив, что «Европа эти отношения разорвала, просто разрушив все механизмы, которые создавались многие годы, и у нас остались партнерами только отдельные европейские страны, которые хотят своими национальными интересами руководствоваться».
Источник иллюстрации: НСН
А официальный представитель Кремля Дмитрий Песков допустил даже отключение страны от международной системы передачи межбанковских платежей SWIFT.
Куда уж дальше?
А тут еще Америка новые санкции готовит…
Поэтому расклад такой:
Белозерцев – это больше для народа, ну и элит тоже, но в меньшей степени, чтоб не расслаблялись, а вот Шпигель – это конкретный message элитам, в какую сторону надо смотреть. И указание на то, у кого действительно сейчас чуть ли не вся власть в руках, – на силовиков, это их позиции укрепились настолько, что дальше… уже страшно подумать (железный занавес?). Плюс все аккуратненько сконструировано под Послание с перехватом повестки «берлинского пациента». И кто после этого скажет, что в Кремле не умеют работать?!
Но тут есть один момент, скажем так, настораживающий – и очень сильно: национализация элит – это да, давно уже надо было воплощать в жизнь, но вот политика изоляционизма, которая читается за всем этим, – тут есть над чем подумать.
Если уж даже наша гордость – российский Sukhoi Superjet 100 чуть ли не на 90% (а то и больше) состоит из иностранных комплектующих, а Роскосмос радует только тем, что патентует товарные знаки, то куда нас эта политика заведет? Прямиком в объятья Китая? Или начнем степенно превращаться в такую большую КНДР?
Вопрос – открытый. И разрешение его – уже не за горами…
Источник фото: Times.kz