Экоактивисты поддержали мусорную мафию
Журналисты kp.ru проследили историю атаки защитников экологии на проект. Стоит отметить, что любой профессиональный эколог признает, что это единственный современный и технологичный способ утилизировать отходы, которые не поддаются переработке. Есть и другие варианты - захоронение в почве, что приводит к отложению токсичных веществ, и организация мусорных свалок. Жителям Московской области хорошо известно, чем такие полигоны грозят воздуху: на “свалочные газы” жалуются люди по всему региону. Неудивительно, что их часто просят запретить. В то же время на заводах мусор сжигают в специальных печах, построенных по современным технологиям. В Европе давно оценили данный метод как прогрессивный и приемлемый, опытом других стран планировали воспользоваться и в Подмосковье. Вопрос обсуждался на заседании Общественной палаты России.
Экоактивисты за обман и вымогательство
Пытаясь привлечь сторонников, экоактивисты часто обращаются к ложным утверждениям. Так, об опасности заводов в эфире радиостанции “Эхо Москвы” в 2019 году рассуждал Геннадий Гудков, оппозиционный политик и экс-депутат. В результате и он, и радиостанция выплачивали компании “РТ-Инвест”, деловой репутации которой ложные тезисы Гудкова нанесли ущерб, компенсацию по решению арбитражного суда. Не соответствующими действительности признал арбитраж и слова учредителя экологического фонда “Гражданин” Максима Шингаркина о “диоксиновой опасности”. Это случилось в феврале 2021 года.
Подобные атаки характерны для радикальной оппозиции, сотрудничающей с Greenpeace или Bellona, а также для непрофессиональных экологов, которые готовы раскритиковать любое техническое изобретение. Примечательно, что нападают они на знаковые и нужные обществу проекты.
На фоне этого удивительным стал отрицательный комментарий серьезного эколога и известного ученого Владимира Грачева. После его негативной оценки темы мусоросжигания другие специалисты также присмотрелись к проекту внимательнее. Однако вскоре правда стала известна: оказывается, Грачев был арестован за вымогательство взятки в размере 1 млн евро за положительную экспертную оценку. Дело известного эколога долго вели сотрудники ФСБ и, наконец, когда он получил под их контролем в одном из московских ресторанов первый транш в 3 млн рублей, взяли ученого с поличным. Мотивация Грачева стала понятна, а история вызвала резонанс. Разумеется, по репутации экологических организаций был нанесен сильный удар, к тому же неизвестно, для себя или для кого-то из вышестоящих Грачев договаривался о взятке, - в этом будет разбираться следствие.
До ареста Грачев был главой ВООП - Всероссийского общества охраны природы. Елена Шаройкина, которая стала ответственным секретарем центрального совета организации, также критикует тему мусоросжигания.
Шаройкина направила письмо министру ЖКХ Московской области Антону Велиховскому. В нем она указала, что заводы опасны для здоровья людей и экологии, а также что в Европе предприятия загрязняют территории диоксинами. Именно за слова о диоксинах арбитраж ранее признал обманщиком Шингаркина.
Европа: активисты и заводы
Между тем в Европе, на которую ссылаются активисты, мусоросжигательные заводы прекрасно уживаются с экологическими организациями. Так, один из крупнейших заводов находится в 10 км от штаб-квартиры Greenpeace в Амстердаме, и за 20 лет на него не поступило от защитников окружающей среды ни одной жалобы.
В Норвегии, где базируется Bellonа, еще одна крупная экологическая структура, таких предприятий 18. Заводы функционируют во множестве стран - Германия, Дания, Швеция, Швейцария, Франция. Это воспринимается в европейских странах как нормальная практика. Во Франции, например, 35% отходов отправляется в печи, 26% уходит в почву, остальное - на переработку. В России же в землю закапывают 90% мусора, как сообщила Счетная палата. Именно для нашей страны передовые технологии, позволяющие разгрузить опасные для экологии полигоны, особенно актуальны, но об этом активисты не думают.