Эксперты: На своей территории мы должны делать то, что нам выгодно
Развивать бизнес в России с оглядкой? Так порой приходится поступать компаниям, которые оказываются под пристальным вниманием международной экологической организации «Гринпис». Эксперты отмечают, что западные «зеленые» очень часто молчат в отношении тех проектов, которые «финансируют» их деятельность, зато активно противостоят другим, вынуждая порой изменять серьезные государственные решения.
На днях представители молодежной экологической организации Татарстана «Будет чисто» побывали на ПАО «Нижнекамскнефтехим». Нефтехимики показали ребятам, в том числе, уникальный объект – биологические очистные сооружения, построены по самым современным требованиям и технологиям. Сюда поступают все городские и промышленные стоки, эффективность очистки атмосферного воздуха достигает 95%. «Стереотип о том, что производство только губит окружающую среду, мы хотим сломать. Предприятия также заинтересованы в сохранении окружающей среды, как и мы»! - отметила руководитель молодежного экологического движения «Будет чисто» Дилара Сатикова.
Можно ли было бы ожидать такой же поддержки в адрес крупного производства небезопасной промышленной сферы от «Гринпис» и других зарубежных организаций? Похоже, здесь проповедуют только один принцип: «промышленность губит природу», деля всю деятельность предприятий только на черное и белое. Вряд ли «гринписовцы» стали бы хвалить производственников – лучше же просто закрывать опасные предприятия. Между тем, складывается впечатление, что на самом деле такой подход западных экоактивистов, продиктован иными целями: действовать против российской экономики в поддержку заграничных бизнес-интересов.
Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, пытаясь несколько лет признать «Гринпис» иностранным агентом, заявлял, что это экологическое движение занимается «вмешательством в законотворческий процесс», «давлением на органы власти», «организацией информационных кампаний против правительства», «введением в заблуждение граждан нашей страны», «дискредитацией механизмов принятия государственных решений», а также «блокированием инвестиционных проектов и хозяйственной деятельности, осуществляемой в чётком соответствии с законодательством РФ».
Эксперты отмечают, что «Гринписовцы» действуют так, как выгодно этой организации. Например, когда в 2010 году в Мексиканском заливе произошел крупнейший в истории США разлив нефти, а исполнительный директор British Petroleum (BP) Тони Хейворд отправился на яхте на регату, Greenpeace промолчали, не стали бросать тень на эту компанию. При этом удивительно, откуда у «Гринпис» деньги на такие масштабные акции по всему миру, с использованием лодок, кораблей, самолетов? Ответ прост – организация финансируется крупными зарубежными банками и фондами. Поэтому они – неприкасаемые, а бороться можно против бизнес-структур в других странах, в том числе и в России.
При этом борьба «за экологию», а по сути, против российских проектов, превращалась порой во вмешательство в государственные интересы. Например, когда «зеленые» бурно протестовали и вмешивались в строительство олимпийских объектов в Сочи. Были ли такие действия бескорыстными? Ведь это был имиджевый проект для России. Борьба «зеленых» против Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в свое время тоже приобрела ясную политическую окраску.
Постоянной критике «Гринписа» и других «зеленых» подвергаются объекты сферы энергетики. Лишить Россию привычных видов энергетики, помешать развитию атомной энергии, предложить альтернативы, повергнуть страну, в том числе, в зависимость от других государств – не в этом ли цель их действий?
Взять, например, противостояние в отношении строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». В результате под давлением гринписовцев позиция федеральных властей пошатнулась: было решено все же изменить маршрут нефтепровода. Газопровод из России в Турцию в районе Геленджика также подвергся критике Гринписа за то, что якобы проходит по заповедной зоне. Наконец, даже строительство небоскреба «Газпром-Сити» в Санкт-Петербурге, как бы не относились мы к этой стройке, со стороны «зеленых» получило протесты, при том, что этот объект уж точно никак не вредил природе. Но, видимо, кому-то нужно было, поднять шум вокруг этого проекта.
Кстати, как замечают эксперты, такие яростные протесты и правда часто выглядят как искусственно раздутые. Но в результате подобные действия вынуждают компании впоследствии платить втридорога за позитивные рекламные компании, чтобы восстановить свое доброе имя.
В какой-то момент и президент России Владимир Путин не смог промолчать. Он отметил, что Greenpeace всегда находит причины выступать против каких-то политических и экономических решений России, что бы не делалось, в том числе и в сфере туризма: «Они еще продвигают здесь эту идею, что нам ничего нельзя - создавать новые лыжные курорты, в хозяйственный оборот вводить земли. Даже если мы обеспечим воспроизводство дополнительных территорий, которые примыкают к особо охраняемым зонам, даже если мы, допустим, высаживаем определенное количество деревьев, которые снимаем при прокладке определенных трасс, автомобильных дорог, либо линейных объектов, инфраструктур: «Нам ничего нельзя, это делается специально для того, чтобы избежать нашего развития», - отметил Путин.
«Не переживайте за «Гринпис». «Гринпис» – это экологическая Аль-Каида. И не переживайте, что с ними будет теперь, бедными, после того, как их отоварили российские пограничники. Ответ: «Им теперь пришлют денег. Для этого всё и задумывалось», - так резко заявила на «Эхе Москвы» известный журналист Юлия Латынина, комментируя захват гринписовцами нефтяной платформы в Арктике в 2013 году.
Латынина приводила тогда в пример скандал, разразившийся после публикации книги «Тайное лицо Гринпис», которую написал некий французский журналист под псевдонимом Оливье Вермонт: «Из этой книжки следовало, что большая часть доходов компании (а «Гринпис» превратилась, знаете, в такую компанию, которая окучивает, получает дивиденды с добрых дел), дербанится все это самой организацией в виде зарплат, бонусов и привилегий, что крупные компании платят «Гринпису», чтобы он к ним не приставал».
«Там специально подобраны люди определенного склада, с ними спорить бессмысленно и непродуктивно, - прокомментировал деятельность организации научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – К ним нужно только применять серьезные меры противодействия. Мы не изменим их этим, но мы покажем всем остальным, что у нас законы работают. На своей территории мы должны делать то, что нам выгодно, что необходимо в наших интересах», - резюмировал известный политолог.