Гудбай Америка?
Время перезагрузок миновало. В Вашингтоне это поняли раньше, чем в Москве. В отличие от предшественников, Джо Байден начал не с примирения, а с обострения. Продлив СНВ-3, американцы получили пятилетнюю отсрочку решения по-настоящему волнующего их в отношениях с Россией вопроса стратегической безопасности. Больше в двусторонней повестке дорожить нечем.
Диалог России и США пришел в точку, к которой он неизменно стремился последние лет десять. Крах политики «перезагрузки» в 2011 году задал нисходящую траекторию этих отношений. Редкие эпизоды сотрудничества, как, например, совместная инициатива по уничтожению химического оружия Сирии в 2013-м, не развивались во что-то системное и долгосрочное. «Внешнеполитическая надменность» не позволяла Вашингтону всерьез рассматривать бесконечные предложения Москвы «договариваться по значимым для обеих сторон темам». Российская реакция на внешние кризисы (Украина, Сирия) виделась американским элитам ревизионизмом увядающей державы. Отзыв российского посла из Вашингтона – реакция на слова Байдена, но к переоценке отношений с США взывала вся логика их развития в последние несколько лет. Парадигма девяностых годов символически канула в Лету в мюнхенской речи Путина в 2007-м (а содержательно еще раньше), парадигма нулевых – с присоединением Крыма весной 2014-го. Нынешний эпизод – очередная «точка отсечения». Но даже теперешнее состояние может быть промежуточной станцией: в ближайшие недели США обещали дополнительные «меры вразумления» России за «попытку информационного влияния», теперь на выборах-2020 и хакерские проникновения по т.н. «делу SolarWind».
Намерения сжигать мосты Москва пока не выказала и, вероятно, будет ориентироваться на то, какие еще шаги предпримут американцы. Не исключено, что в итоге Россия пойдет на снижение уровня отношений. Если к радикальным мерам Москва не готова – лучшим решением на текущем этапе может стать «стратегическая пауза», – время серьезно подумать, есть ли сейчас в отношениях с США что-то, чем в принципе нужно дорожить, и чего вообще Россия хочет от Америки. В любом случае продолжение отношений в прежней логике – это новые разочарования и ложные надежды на «перезагрузку».
Автор – директор Центра перспективных американских исследований ИМИ МГИМО