Капризы "сеструшек-братушек": Лукашенко опять надулся
Когда Лукашенко публично кидает «обидки», обычно это следствие того, что чего-то не допросил у Путина. Так бывало уже не раз, когда Александр Григорьевич заявлял, что у России и Белоруссии не братские, а партнёрские отношения. Сейчас он акцентировал внимание на том, что у Белоруссии нет друзей. «Обратите внимание на мою фразу: друзей у нас в мире нет», – подчеркнул Лукашенко и эти его слова приводит официальный сайт президента.
Сказано это было в контексте обсуждения ситуации вокруг НОК и участия белорусских атлетов в предстоящей Олимпиаде в Токио, замечание Лукашенко вроде как и не касалось кого-то конкретно. При этом он не сделал и каких-то исключений в списке «недругов». Не упомянул Россию, с которой Белоруссия входят в Союзное государство, на что обратили внимание журналисты. Про Путина вспомнил лишь в сравнении с выпущенным документальным фильмом о якобы сокровищах белорусского президента, о России упомянул, говоря о проигрыше молодёжной хоккейной команды минского «Динамо» питерскому СКА. Однако именно слова по «отсутствию друзей» особенно запомнились.
«Реабилитировать» Лукашенко поспешили в Кремле, где пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Россия и Белоруссия являются не друзьями, а братьями. «Мы исходим из того, что такое заявление вряд ли может относиться к России. Всё-таки мы в одном Союзном государстве, и здесь скорее мы не друзья, а братья», – процитировало слова Пескова РИА «Новости». Слово братья, здесь не совсем подходит, скорее уж сёстры. Впрочем, это не главное. Обращает на сбя внимание, что это ремарка Кремля, а не самого Лукашенко – он-то подобных уточнений не сделал. Значит, действительно на что-то обиделся.
Известно, что накануне Путин и Лукашенко обсуждали кандидатуру на пост нового госсекретаря Союзного государства, вместо Григория Рапоты, которому в нынешнем феврале исполнилось 77 лет. Возможно, что возникли разногласия именно по этому поводу, а Лукашенко не удалось «продавить» кандидатуру своего человека на эту должность. Вероятно, что и сама структура Союзного государства может претерпеть некие изменения и роль госсекретаря этой структуры будет увеличена. Так что повод недовольства у Лукашенко мог возникнуть и по этому поводу. Кто рассматривается на место Рапоты, пока держится в тайне и публично не обсуждается – у Москвы и Минска есть свои кандидатуры.
Можно предположить, что были и другие причины у Батьки, чтобы откреститься от друзей. Известно, что Лукашенко цепко держится за свою независимость и ждёт при этом от Путина целого ряда уступок по продаже энергоресурсов, льготных кредитов, отмены ряда торговых ограничений. И перед каждой встречей делает напоминающие откровенный шантаж заявления, показывая, что может обойтись и без Союзного государства, и без России.
Лукашенко не привыкать перед просьбами высказывать скрытые угрозы. Можно вспомнить его фразу на саммите глав стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз): «Вы правы, Владимир Владимирович. Но наш главный партнёр, к сожалению или к счастью, не ФРГ, а Российская Федерация. И наши основные не только партнеры, но и конкуренты – это россияне». Такой тонкий намек на толстые обстоятельства, что если Белоруссия не получит льготы от России, то может повернуться лицом к Западу. «Непримиримый» хитрован Лукашенко всегда пытается сесть на второй стул – добавить к российскому ещё и европейский.
Можно вспомнить как три года назад он открыл «тропу Лукашенко», которая позволила безвизово посещать Белоруссию (член Союзного государства) гражданам 80 стран, в том числе и США, что вынудило тогда Москву оборудовать российско-белорусскую границу, чтобы поток «туристов» не попал в Россию неконтролируемо.
Причин у Лукашенко «вычеркнуть» Россию из числа друзей, как обычно, предостаточно. Он и прежде с лёгкостью мог выступить с надуманными обвинениями – одна история с «вагнеровцами» чего стоит.
Риторика заявлений самого Лукашенко в отношении России кардинально изменилась после выборов, вернее, появления в самой Белоруссии мощного протестного движения, недовольного их результатами и «диктатурой» Батьки. Партнёрские отношения вновь были признаны братскими. Оппозиция вернула Лукашенко в объятия Москвы, без которой, как оказалось, удержаться во власти он не в силах.
– Демонстративное проявление «антироссийского» тренда в предвыборной риторике Лукашенко объяснить несложно, – считает санкт-петербургский политолог и эксперт по белорусскому истеблишменту Александр Зимовский. – «Антироссийского» я преднамеренно беру в кавычки, потому что сам Лукашенко не русофоб. Он всего лишь пытается втиснуться на поляну российской антиистеблишментной оппозиции. Это попытка стать одновременно «Зюгановым–Прохановым–Навальным» в глазах простого русского человека.
Попытка относительно успешная, из доверия у россиян Лукашенко пока не вышел. Но, одновременно, попытка рискованная: на обвинениях в адрес Москвы Лукашенко репутацию подрастерял прилично. Примерно с 70% до 50% упал уровень позитива в отношениях жителей России к белорусскому президенту. Как следствие, если Лукашенко начнут щемить с востока, пол-России отнесётся к этому с пониманием. Причем трети россиян братский президент вообще по боку.
Нужно отметить, что по данным соцопросов, большинство россиян считают белорусов именно братским народом, а президента Лукашенко, хотя и называют «хитроватым», засидевшимся во власти Батькой, видят его как безальтернативный вариант лидера Белоруссии. Неудивительно, что и российский президент Владимир Путин в числе первых поздравил Александра Григорьевича с победой на президентских выборах, признав, таким образом, их легитимность. И вот здесь акцентируем внимание именно на фразе «одним из первых», прозвучавшей в официальных заявлениях Кремля. Первым Лукашенко лично поздравил ни кто иной, как лидер Китая Си Цзиньпин. «Уверен, что под вашим руководством Беларусь обязательно достигнет новых блестящих успехов в деле государственного строительства», – выразил признательность товарищ Си.