НВП: успеть за 5 дней. Как допризывников готовят к армии по-новому
Пару лет назад у нас решили реформировать то, что еще при советской власти называлось системой начальной военной подготовки — НВП. Начали с Москвы и Московской области. Центр «Авангард» в парке «Патриот» построили за год. Но тут случилась пандемия COVID-19.
«Авангард», но не ракета
Первая партия из 600 десятиклассников московских школ успела проскочить до начала карантина. Вторая, состоящая из подмосковных мальчишек, закончила обучение только 5 марта.
Присутствовавший при «перезапуске» учебного центра «Авангард» корреспондент «АиФ» смог оценить отличия новой НВП от старой.
Для начала — преподаватели. Если в СССР этот предмет вкладывали в детские головы не слишком молодые полковники в отставке (школьники постарше успели застать фронтовиков), то сейчас это в основном люди до 40. У них получается говорить с молодыми на их языке.
Следующее отличие. Чему учили на НВП раньше? В основном — искусству надевания противогаза и неполной разборке автомата Калашникова. Некоторые школьники, которым сильно повезло, из этого автомата даже отстреляли по 5 патронов в учебном центре ближайшей воинской части. Все это в «Авангарде» тоже есть (автоматы и противогазы новые), но здесь к тому же дают первоначальные представления о парашютной подготовке, тактике пехотного боя, помощи раненым...
Но главное даже не это. При формировании философии нового учебного центра руководством Минобороны, Москвы и Московской области было сформулировано основное требование: все, что вы преподаете, должно быть интересно молодым. Похоже, «Авангарду» это удалось.
Кто угробил инструктора?
Вся подготовка в центре делится на базовую общевойсковую и специальную — по родам войск. Базовая — это все про оружие, тактику и медицину. Если с первыми двумя пунктами запросто можно познакомиться в страйкбольном клубе, то с медпомощью раненым вопрос сложнее. Вот как его решили в «Авангарде»: класс представляет собой довольно тщательно воссозданные руины жилого помещения. Посреди комнаты весь в крови лежит инструктор и притворяется, будто ранен. В класс допризывников впускают группами по 3 человека. Перед этим, чтобы нагнать в их организмы адреналина, их заставляют приседать и отжиматься. Руководитель занятия включает сирену, свет начинает мигать — и вот в комнату врываются три взмыленных спасателя. До этого им прочитали теоретический курс, рассказали, какие бывают раны, куда накладывать жгуты и т. д. Теперь за 2 минуты им предстоит определить, какую первую помощь надо оказать инструктору. Ну и оказать ее. Здесь это называется стресс-тестом.
Потом будет «разбор полетов», и «раненый», обладающий медицинской подготовкой, скажет троице: «Братцы, вы мне жизнь спасли». Ну или «я раненый был, а вы меня совсем угробили». Интересно это среднестатистическому десятиклашке образца 2021 года? А то!
Испытание огнем
Ну или вот огневая подготовка перед тем, как на службе по призыву этим мальчикам доверят боевое оружие. Темная комната, плазменный экран во всю стену, десяток ребят с почти настоящими АК сотой серии, стреляющими лазерным лучом, но имитирующими отдачу. На экране из двух грузовиков выскакивают солдатики в чужом камуфляже. Их всех надо перестрелять, использовав как можно меньше «патронов». Вроде бы все просто, но бывают задания и посложнее. Судя по бегущей строке на экране, в других упражнениях приходится отчитываться не только за убитых врагов, но и за «убитых гражданских» и «убитых своих». Вероятно, иногда плоские солдатики с экрана могут и ответить на огонь. Хорошо, что этот бой учебный!
Армия наполовину
Таких «манков» для мальчишек в «Авангарде» десятки. Вот хотя бы тренажёр первоначальной прыжковой подготовки. «Десантник» на подвесной системе парашюта висит между небом и землей (потолком и полом), продуваемый со всех сторон ветрами (мощными вентиляторами). На лице у него очки виртуальной реальности, дающие наглядное представление о том, сколько осталось до площадки приземления. Тренажер очень понравился курсанту (они тут все курсанты) Максиму Петрову из города Жуковского. «Сперва было немного не по себе, — признается парень, — все-таки дисциплина полуармейская, казарма, хождение строем и все такое прочее. В первый день сильно напрягал подъем в 7 утра, но потом привык. Второй день пролетел незаметно, были очень интересные занятия. Кормят здесь хорошо. И часто: 5 раз в день. Кроме завтрака, обеда и ужина — еще полдник и второй ужин. На него обычно дают что-то сладкое».
Кроме сладкого в «Авангарде» дают форму. Футболку и ремень — навсегда. Тактические брюки, красную флисовую толстовку, куртку, бейсболку и зимнюю шапку с перчатками — только на время обучения. Последнее обстоятельство многих огорчает. Флисовка с логотипом учебного центра нравится практически всем.
Интернет — нет
«Время, которое находится в нашем распоряжении, ограничено пятью днями, — говорит директор "Авангарда" Дарья Борисова. — Мы успеваем дать ребятам лишь самое общее представление о том, что такое служба в армии. Понимание приходит где-то на третий-четвертый день пребывания в центре, когда мальчишки полностью вливаются в коллектив и начинают забывать про свои гаджеты и социальные сети. Да, у нас запрещены смартфоны, как в армии. Кнопочные телефоны — пожалуйста, все устройства с выходом в интернет — нет. Это правило игры, 5 дней и потерпеть можно. В конце концов, есть вещи, которым можно научиться только офлайн. Например, все, что касается таких мужских качеств, как меткая стрельба и вообще обращение с оружием».
По результатам обучения в «Авангарде» мальчишки (чисто девчоночьи смены по 5 дней еще впереди) сдают контрольные тесты. Оценка потом идет в аттестат как НВП.