Уход Белоруссии в Усть-Лугу лишает Прибалтику последнего заработка
Подготовка порта Усть-Луга г к реализации новых проектов предвещает Прибалтике транзитную катастрофу, сообщил в беседе с ФБА «Экономика сегодня» доктор экономических наук, руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН, главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН Николай Межевич.
Российский порт Усть-Луга готовится к новым проектам и последующему выходу на новые мощности. Предполагается, что в ближайшее время на этом участке грузооборот вырастет до 40 млн тонн за счет полноценного вытеснения прибалтийских конкурентов с российско-белорусского транзитного маршрута. В экспертном сообществе такие перспективы сравнивают с фатальным двойным ударом Минска и Москвы по Литве и Латвии.
«Я очень долго ждал этого события и высоко оцениваю, но как экономист и человек, занимающийся в том числе вопросами транзита, вынужден признать, что цифра пока носит несколько абстрактный и непродуманный характер. Под нее нужно технико-экономическое обоснование. Но насколько я знаю, такой бумаги нет нигде: ни в Москве, ни в Минске.
Однако даже если грузооборот составит не 40 млн тонн, а 30, 25 или 15 млн тонн, все равно это деньги, которые остаются в Союзном государстве, а также финансы и грузы, которые идут по Российской Федерации и Белоруссии, а, значит, общий бизнес и экономическая политика», - прокомментировал российско-белорусские планы Николай Межевич.
Транзитная катастрофа Прибалтики
Предполагается, что объемы грузооборота к 2025 году вырастут в разы и достигнут 140 млн тонн в год. Стороны смогут добиться таких результатов и ускорить процесс вытеснения прибалтов, организовав избавление от Литвы и Латвии как элементов экспортной системы. По мнению эксперта, стратегия Москвы и Минска обеспечит полную переориентацию на порт Усть-Луга и дальнейшую поставку продуктов собственного производства.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в сентябре 2020 года заявлял, что, регион уже «является драйвером роста по строительству портовых мощностей», поэтому «порты Ленинградской области переориентируют на себя все российские внешнеторговые грузы из портов сопредельных государств к концу 2024 года». Он напомнил о двух крупных проектах Lugaport и Приморск, благодаря которым объемы перевалки всех грузов после 2024-2025 годов вырастут до 180 млн тонн в год, а российской стороне удастся решить главную задачу – забрать все потоки Прибалтики.
«Та часть груза, которая остается у Белоруссии и Российской Федерации, играет положительную роль прежде всего потому, что не идет в Вильнюс и Ригу. Таллин в принципе не играет здесь существенной роли.
Для Литвы и Латвии переориентация Минска на российский порт Усть-Луга означает катастрофу, ведь литовский порт Клайпеда обслуживает не только местные грузы. Он строился как советский, а при захвате немцами в Восточной Пруссии до войны был одним из незаметных и назывался Мемель. Огромным же клайпедский порт стал в Советском Союзе и работал на масштаб всей страны», - рассказывает эксперт.
В будущем, предсказывает Николай Межевич, Клайпеда не увидит прежде всего российских и белорусских грузов. Однако это не означает, что прибалтам повезет на стороне. Дело в том, что литовские контрразведчики, объясняет собеседник агентства, опубликовали очередной безумный доклад о том, как они разоблачают «происки» великого Китая в Литве.
«На основе таких заявлений литовцев можно предположить, что и китайских грузов в Клайпеде не будет. Поэтому я бы на месте представителей экономического блока и транспортников этой страны написал заявление об уходе с работы, потому что работать им будет негде», - подытожил эксперт.
Николай Межевич допускает, что странам Прибалтики все же частично повезет – какая-то часть транзита может сохраниться. Получается, не зря министр транспорта Латвии Талис Линкайтс надеялся на сохранение малой толики белорусского и, вероятно, украинского транзита.
Однако Украина имеет собственный выход к морю, железные дороги, которые ведут в Польшу, Словакию, Венгрию, Румынию, поэтому вероятность того, что Киев согласится питать транзит в Прибалтику, весьма низкая.