Польская пани хочет чужие гроши? Пше проше!
В Варшаве требуют репарации с Германии и России, но не готовы вернуть полученные при поддержке СССР земли
На фото: советские танки Т-34−85 2-го батальона 54-й гвардейской танковой бригады, прорвавшие оборону немецко-фашистских захватчиков, на одной из улиц города во время Второй мировой войны, Ченстохова. 16 января 1945 года (Фото: Марк Редькин/ТАСС)
Польские власти опять требуют репараций за Вторую мировую войну, но даже сами поляки осуждают подобные заявления. Заместитель министра культуры, национального наследия и спорта Ярослав Селлин не считает, что тема репараций закрыта. Об этом он заявил в интервью «Польске радио 24», комментируя высказывание посла Германии Арндта Фрайтага фон Лорингхофена о том, что «Германия выплатила Польше два миллиарда евро репараций за Вторую мировую войну», поэтому тема репараций закрыта в политическом и правовом плане.
Однако, по словам польского чиновника, которые приводит Иносми, «коммунистические государства, которые подписывали репарационные договоры с Западной Германией, не выполнили своих обязательств». Он считает, что часть репараций, шедших в Советский Союз, должна была передаваться Польше, но этого не произошло. Замминистра убежден, что его страна имеет моральное право добиваться восстановления справедливости. То есть с точки зрения господина Селлина Советский Союз должен был поделиться с Польшей компенсацией, полученной от Германии.
При этом польский чиновник напомнил, что специальная парламентская комиссия уже несколько лет ведет подсчеты потерь, которые понесла страна, и «речь идет отнюдь не о двух миллиардах», которые ранее получила Польша от Германии. Так что Варшава намерена и дальше поднимать тему репараций.
Вот только рядовых поляков подобные заявления вызывают недоумение. В своих комментариях к статье в Interia они напоминают, что победителем в войне был СССР и за освобождение Польши погибли 650 тысяч советских солдат. Кроме того, Польша получила немецкие земли и расширила доступ к морю.
«Сначала нужно отдать Германии земли, которые до войны находились в ее границах, и только потом появится возможность говорить о репарациях с ее стороны», — предлагает Taka Prawda.
Впрочем, идея о требовании репараций в польском обществе все-таки весьма популярна. Как показало исследование, проведённое в 2020 году, ее поддерживают 66% респондентов. А уж официальная Варшава об этом твердит постоянно. Так, год назад заместитель главы МИД Польши Павел Яблонский заявил, что Варшава должна получать репарации от Москвы.
«Если кто-то совершил военные преступления, привел к уничтожению нескольких сотен тысяч, а то и около миллиона наших граждан, если нас потом оккупировали несколько десятков лет, мы были подчинены СССР, то нет причин не поднимать этот вопрос», — сказал дипломат.
При этом он добавил, что договориться с Москвой по этому вопросу не удается, но эту тему надо поднимать постоянно, так как она не имеет срока давности.
— Нынешняя польская власть вообще строит свою политику на исторических спекуляциях, в том числе и внутри самой Польши, — считает к.и.н., доцент РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет) Вадим Трухачёв. — Плохие отношения с Россией, бесконечные претензии к России и немалое количество претензий к Германии уже превратились в основу польской внешней политики. С помощью подобных претензий польские руководители стараются напомнить о себе, привлечь внимание.
Польша рассчитывает получить статус великой европейской державы, получить свою сферу влияния, встать на одну доску с Германией и Францией или хотя бы Италией, как промежуточная ступень. Ни экономических, ни демографических, ни иных предпосылок современная Польша для этого не имеет. И ей ничего не остается, как говорить об исторической несправедливости, о том, как их ущемили, что если бы не Вторая мировая война, поляков было бы столько же, сколько немцев или, как минимум, итальянцев. Это способ заработать, набрать международный политический капитал, плюс ко всему способ повысить мобилизацию внутри самой Польши.
Польша сейчас расколота, там то и дело вспыхивают крупные антиправительственные демонстрации. Вспомнить о России — это удобный способ перевести стрелки, отвлечь внимание собственного избирателя на с польской точки зрения экзистенциального врага.
«СП»: — Польшу освобождали советские солдаты. Так с чего мы должны платить репарации?
— С точки зрения нынешнего польского руководства, Россия должна покаяться вообще за все, включая разделы Польши в 18 веке. И заплатить репарации за то, что было при матушке Екатерине. В Польше считают, что Советский Союз вместе с Германией разделил Польшу в 1939 году и что никакого освобождения не было, а была замена одной оккупации — немецкой, на советскую. Или, как в Польше это упрощают, русской оккупации.
Естественно, это передергивание, попытка снять с себя вину за многие вещи, которые Польша творила в 20−30-е годы. Но нам надо самое серьезное внимание обратить на эти бесконечные польские упреки, это не безобидная вещь.
Польша большая, 40-миллионная страна соседняя с нами, имеет большую — 20-миллионную диаспору по всему миру. Она сделала противостояние с Россией основой своей внешней политики. И это достаточно серьезно, чтобы не отмахиваться от них.
«СП»: — Может, России потребовать репарации за Лжедмитрия с Мнишек и прочее?
— К сожалению, Россия здесь недостаточно настойчива. Если уж пошел такой разговор, то надо забираться глубже и действительно спрашивать с Польши за то, что было в прошлые века.
«СП»: — Почему же Польша не предъявляет репарации Украине, учитывая зверства бандеровцев?
— Еще как предъявляет, напоминает, по возможности давит, но пока не очень сильно, потому что Украина нужна для противостояния России. Но как только встанет вопрос о членстве Украины в Евросоюзе, тут Польша и выдвинет Киеву все по полной программе — огромные материальные претензии, которые в будущем могут обернуться и территориальными.
Поляки очень хорошо работают на будущее, они привязывают заробитчан к себе, воспитывают жителей Западной Украины в польском духе. Время Украины придет.
Профессор Дипломатической академии МИД РФ Лев Клепацкий заметил, что господин Селлин плохо знает историю.
— Советский Союз часть репараций оставил вновь создаваемому государству, не грабил его, туда отправляли пшеницу и другое зерно, оказывал помощь. Кроме того, часть репараций отдавалась полякам.
«СП»: — В Варшаве считают, что два миллиарда — это мало.
— Пусть оценят земли, которые им отошли. Или пусть вернут немцам. Обращаться к ним (польским политикам — Авт.) с моральными тезисами бесполезно. У них нет ни морали, ни совести. Душещипательные беседы с ними вести не стоит, надо отвечать резче.
«СП»: — На что все-таки рассчитывают в Варшаве, постоянно требуя репарации и выдвигая различные другие претензии и требования?
— Это своего рода социально-политический мазохизм. Еще в 90-е годы они поднимали вопрос о том, что Россия должна уйти из Калининградской области, они будут ее патронировать вместе с Литвой и, может быть, Германией, тогда они в отношении Германии не так огрызались. Говорили, что это малоуправляемая территория, напичканная оружием. Но они же и помогли напичкать ее оружием, заблокировав вывоз наших вооружений через свою территорию. Мы приняли решение направить это в Калининградскую область. Поляки заявили, что Калининград становится угрозой для Польши. Такая у них логика.
Так что это не первые потуги — и по Калининградской области, и по репарациям. Тогда надо вернуться к границам 1939 года. И пусть гложут кость, которая будет.
Я уже не говорю об экономическом потенциале, который был создан при кредитовании и прочих формах содействия со стороны Советского Союза. В 1939 году у них была только земля, промышленности не было. Можно посмотреть, что было создано, и когда пошла приватизация, я им сказал, что теперь у них есть, что приватизировать. Так что мы можем потребовать компенсацию.
София Сачивко