Рустам Минниханов: «Ежегодный рост дел о банкротстве граждан, безусловно, настораживает»
На коллегии АС РТ пожурили арбитражных управляющих и рассказали о двойной перегрузке судей
«Проблема исполняемости судебных актов остается одной из актуальнейших с точки зрения эффективности работы судебной системы», — признал сегодня на коллегии АС РТ председатель суда Максим Боровков. Взысканий за год выписали на 42 млрд рублей, а известно об исполнении только на 7,3 миллиарда. В целом же за год количество исков снизилось, а число банкротных дел подскочило на 62%. Отменяют же 11% решений арбитража РТ — по этому показателю суд держит второе место в ПФО после Самары.
Исков стало меньше, но нагрузка на судей продолжает расти
Сегодня на коллегии Арбитражного суда РТ его председатель Максим Боровков подвел итоги работы за прошлый год, которые были, как и все в этом мире, скорректированы пандемией коронавируса. Особенно ощутимо на привычном ритме судебной жизни сказались объявленные выходные с 30 марта по 8 мая (когда рассматривались дела только безотлагательного характера, приказного и упрощенного производства), а также мораторий на признание банкротами юрлиц в наиболее пострадавших отраслях, который продлился вплоть до 7 января 2021 года. Более того, в арбитраже до сих пор приостановлен личный прием граждан и очный прием корреспонденции.
Несмотря на ограничения, работа АС велась в непрерывном и бесперебойном режиме, заверил Боровков. И озвучил статистику по всем арбитражным фронтам.
Судьи перегружены и стали чаще болеть. Штатная численность АС РТ — 277 человек, в том числе 77 судей (фактически работали 64) и 189 работников аппарата. Коронавирусом (подтвержденным) заразились 10 сотрудников, но, к счастью, обошлось без серьезных осложнений и очагов болезни в стенах суда. При этом на треть увеличилось число случаев ухода на больничный.
Судебная нагрузка стабильно высокая — 98 дел ежемесячно (впрочем, все-таки на три дела поменьше, чем в предыдущие годы). Но у судей всех банкротных составов она особенно тяжелая: так, судья Маннанова рассмотрела 194 дела, а судья Хасанова — 217 дел в месяц. «Коллеги! Из года в год мы констатируем существенное превышение нагрузки судей, рассматривающих дела о банкротстве, от средней по суду, и разница между этими значениями непрерывно и неуклонно растет», — хмуро констатировал Боровков, сообщив, что в прошлом году для выравнивания показателей перераспределялись поступавшие требования между судьями.
Исков стало меньше, а остатки нерассмотренных дел выросли. В прошлом году в татарстанский арбитраж поступило всего 30,2 тыс. исков (снижение на 17,5%), рассмотрено 25,7 тыс. дел — это меньше показателей 2019-го на 20%. Закономерно, по мнению Боровкова, что на 21% увеличился остаток нерассмотренных дел — таковых на конец прошлого года оставалось почти 10 тысяч.
Особенно сильно снизилось количество дел по вопросам страхования и долевого участия. И это легко объясняется изменениями законодательства. Так, сегодня в качестве основной формы возмещения вреда по договорам ОСАГО регламентирован восстановительный ремонт и введен институт финансового уполномоченного для досудебного урегулирования споров (как результат — минус 38,5% профильных дел). А введение эскроу-счетов повлияло на снижение арбитражных разбирательств по долевому участию на 77%. Значительно уменьшилось количество рассматриваемых дел и по сделкам с землей, вопросам государственной регистрации и действий антимонопольных органов; последних — сразу на 51%. Продолжилось, кстати, снижение количества налоговых разбирательств: пять лет назад их было 1,4 тыс., а в 2020 году таковых всего 211 — тут свою роль сыграло введение досудебного порядка решения споров.
Банкротные дела растут и копятся
Количество дел о банкротстве физлиц подскочило более чем на 62%. Если в 2019-м арбитраж рассмотрел порядка 1,2 тыс. дел о несостоятельности граждан, то в прошлом году их число перевалило за 2 тысячи. При этом доля поступивших заявлений о банкротстве физлиц предсказуемо снизилась — правда, впервые за три года и сразу на треть. Если в 2019-м было 1,4 тыс. заявлений, из которых 916 закончилось делами, то в прошлом году АС РТ зарегистрировал всего 904 заявления, а до дел дошло только 683 из них. «Говорить о том, что юридических лиц в предбанкротном состоянии становится меньше, было бы неверно, поскольку меры, предпринятые правительством РФ для введения моратория на банкротство, предоставление отсрочек внесли коррективы», — отметил председатель татарстанского арбитража.
По другим статьям тоже наблюдаются любопытные корректировки. Так, в прошлом году возросло количество рассмотренных споров, связанных с нарушениями договоров перевозки (на 19%), аренды (на 3,5%), а также на 55% увеличилось число дел об охране окружающей среды и на 18% — оспаривание решений о привлечении к административной ответственности.
Число требований по банкротным делам продолжает расти. В 2018-м требований было 20,7 тыс., в отчетном году — 27,6 тыс., налицо рост на треть. Боровков, кстати, перечислил крупнейшие подобные дела в арбитражном производстве Татарстана: АО «НАСКО-Татарстан», АО СГ «Аско», ООО «Фирма „Свей“», ПАО «Татфондбанк», ООО «Оптовик», ООО «Эссен-логистик» и т. д. В прошлом году этот перечень пополнил жилищный кооператив «Триумф-НК», к январю 2021-го по данному делу уже поступило более 2 тыс. требований, причем ожидается их дальнейший рост.
Старых банкротных дел накопилось более 60. Особую озабоченность Боровкова вызывает увеличение количества банкротных дел, находящихся в производстве суда больше 5 лет. Их число за 2020 год удвоилось. Причиной, по словам председателя АС РТ, является неэффективная работа арбитражных управляющих по формированию конкурсной массы и реализации имущества должника. Выход здесь спикер видит в подаче соответствующих жалоб в суды, пока же у участников процессов в этом плане активность низкая (за весь прошлый год подано всего три жалобы), сократилось и количество заявлений о привлечении арбитражников к административной ответственности.
Обжаловать судебные решения стали меньше. В прошлом году было обжаловано 8,6 тыс. судебных актов — 16,2% от общего числа актов. Общее количество апелляционных жалоб снизилось на 1,8 тысячи. Судами проверочных инстанций отменено и изменено 1,2 тыс. судебных актов (это 2% от всех дел, или 12,9% от общего количества обжалованных дел). В том году данные цифры были выше почти на процент. Причем самое большое число отмененных решений зафиксировано у судей банкротных составов, потому что у них самая высокая нагрузка. Другая проблема — отмена решения по безусловным основаниям: непривлечение к участию заинтересованных лиц, неизвещение их о времени и месте разбирательства.
Зато в 2020 году впервые обнаружено общее снижение поступивших жалоб на судей и работников аппарата, причем из более чем сотни жалоб только 22 были признаны обоснованными.
Процессуальные сроки соблюдаются. В 2020 году с превышением пятидневного процессуального срока было изготовлено всего 12 судебных актов — это не более 0,05% от общего количества. Однако произошел существенный рост дел, рассмотренных с превышением процессуального срока. Таковых 711 — это 2,8% от всех рассмотренных судом дел. Но абсолютное большинство из них приходится на дела по «упрощенке», пришедшиеся как раз на внезапные весенние нерабочие дни, сопровождавшиеся правовой неопределенностью.
А исполнение актов оставляет желать лучшего. В 2020 году судом была выдана 21 тыс. исполнительных документов, в том числе и на денежные взыскания — в общей сумме порядка 42 млрд рублей. Приставы и банки возвратили 1,2 тыс. исполнительных документов, свидетельствующих об исполнении решения на сумму в совокупности менее 7,3 млрд рублей — это всего 17%!
«Статистика не учитывает факты добровольного исполнения судебных актов, а также те исполнительные листы, которые ушли в дела о банкротстве должников. Кроме того, неизвестна судьба тех долгов, которые кредиторы вынуждены были признать безнадежными. Но очевидно, что проблема исполняемости судебных актов остается одной из актуальнейших с точки зрения эффективности работы судебной системы», — обратил внимание Боровков.
«В целом считаю работу суда заслуживающей положительной оценки. Ни один из нас не может упрекнуть себя в том, что, воспользовавшись ситуацией, переложил бремя ответственности на своих товарищей. Суд продолжал работу бесперебойно и на достойном уровне», — заключил председатель Арбитражного суда РТ.
Татарстан на втором месте по количеству отмененных решений в ПФО
Взгляд сверху на происходящее дал Айрат Хайбуллов, зампред Арбитражного суда Поволжского округа. Он не стал долго растекаться мыслью по древу и сразу перешел к цифрам. В прошлом году в АС ПФО поступило 13,5 тыс. кассационных жалоб — на 11,6% меньше, чем в 2019 году. По этому критерию (и количеству рассмотренных дел) Поволжский арбитраж находится на 5 месте среди всех окружных судов (больше всего в Московской области, в меньше всего обжалуют в Дальневосточном федеральном округе). По количеству дел, по которым отменены судебные акты нижестоящих инстанций АС ПФО находится на третьем месте. В целом же суд рассмотрел 10,4 тыс. дел, в итоге отменили 976 решений судов первой инстанции.
Если же говорить об арбитражных судах, то на первом месте в ПФО по количеству отмененных решений АС Самарской области, а вот на втором — уже татарстанский арбитраж — 11,1% от общего количества рассмотренных дел. «Но по сравнению с прошлогодними показателями количество отмен в АС РТ уменьшилось почти на процент, при этом в арбитражных судах Астраханской и Самарской области наблюдается увеличение количества отмен судебных актов по сравнению с прошлым годом», — подсластил пилюлю Хайбуллов.
Он также рассказал о принятом решении отслеживать нехорошую тенденцию, когда арбитражный суд ПФО отменяет судебные акты и дает определенные указания, которые, к сожалению, не всегда исполняются. «Появляются грубейшие нарушения в рамках процессуального законодательства, мы будем работать с этими делами», — заверил Хайбуллов. И рассказал о еще одном новшестве: обзоры судебной практики ежеквартально будут публиковаться на сайте, где все смогут их увидеть.
«В особенных условиях, продиктованных пандемией, судьи арбитражного суда республики обеспечили судебную защиту нарушенных прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, — подвел итоги президент РТ Рустам Минниханов. Он подчеркнул, что ежегодный рост дел о банкротстве граждан, безусловно, настораживает, «так как становится тенденцией», но с сентября прошлого года федеральный законодатель дал возможность банкротства граждан во внесудебном порядке — и это должно снизить нагрузку на судей.
«Судебные практики оказывают большое влияние на формирование и развитие общественных отношений, в том числе в экономической сфере. Обеспечение судами единства применения правовых норм — залог стабильности и предсказуемости отношений в области предпринимательства. АС республики одним из первых ввел практику медиации — мирного урегулирования споров, направленного на развитие результативных партнерских отношений и культуры делового общества. Данный инструмент следует пропагандировать для широкого распространения», — заключил Минниханов, поблагодарив судей за принципиальность в защите нарушенных прав и законных интересов и наградил Боровкова медалью 100-летия ТАССР