Резкий ответ армянского министра ИД Ирану
«Мы сталкиваемся в нашем регионе с серьезнейшими вызовами, которые появились в результате опасной попытки Азербайджана решить силой Карабахский конфликт. Армения не считает, что итоги применения Азербайджаном против Арцаха агрессии и силы может служить основой для долговременного мира или рассматриваться как платформа для регионального сотрудничества. Иран — важная в регионе страна, и мы уважаем подходы Ирана, на которых он строит свои отношения с непосредственными соседями. Тем не менее, мы хотели бы подчеркнуть, что только долговременный мир, адресованный всем сторонам, где нет «победителей и побежденных», так называемых «побед и поражений», может стать реальной гарантией продвижения безопасности, стабильности и развития в регионе», об этом, принимая в Ереване министра иностранных дел Зарифа, заявил глава МИД Армении Ара Айвазян.
Зариф проводит турне по пяти странам, которые, по его мнению, могут установить мир и стабильность в регионе. Это участники предложенной Россией и Турцией платформы 6 стран — Россия, Турция, Баку, Грузия, Иран и Армения. Зариф уже побывал в Баку и Москве. В Баку он поздравил «Азербайджан с недавними победами», а в Москве, под впечатлением лекции Лаврова о русско-турецкой синергии, заявил, что в результате этого конфликт позади, и регион вступает в период мира и сотрудничества.
Иными словами, Иран сдался русско-турецкой синергии, которую Чавушоглу назвал проще — согласие России и Турции поровну разделить регион, из которого Иран демонстративно вытеснили. Лавров только успокоил Тегеран тем, что открытие коммуникаций не будет в ущерб транзитным интересам Ирана, и показал арену — платформу 6-и, на которой Иран может получить свою долю от расчленения Армении.
Слова Ара Айвазяна на встрече с иранским министром являются проявлением не только государственного достоинства (особенно, в условиях его нынешнего дефицита в Армении, что следует оценить), но и выражением государственной позиции — Армения не считает, что конфликт урегулирован, поскольку все произошло за счет прав Армении. В то же время, в словах армянского министра содержится намек на то, к чему может привести продолжение такого хода событий, в том числе, для Ирана, который, безусловно, станет следующей мишенью русско-турецкой синергии, или уже стал.
Справедливости ради следует отметить, что во время войны Иран, возможно, не получил от Армении убедительных сигналов на случай его вероятного вмешательства. Но это не меняет ситуацию, и пустые обещания о транзите и мире не могут рассматриваться Ираном как гарантии.