Контракт РФ и Белоруссии по нефтепродуктам ударит по Литве
Транзит и перевалка белорусских нефтепродуктов является непростым вопросом, отметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Правительство РФ подписало распоряжение о заключении соглашения о перевозке и перевалке нефтепродуктов из Белоруссии через порты в РФ. Разговор идет об отказе Белоруссии от порта литовской Клайпеды и перевода транзита в Усть-Лугу.
Ситуация является следствием резкого ухудшения белорусско-литовских отношения из-за вмешательства Литвы во внутренние дела Белоруссии. Минск решил принять предложение Москвы и перенаправить топливный экспорт в Россию.
Белоруссия выбрала Усть-Лугу вместо Клайпеды
«Разговор идет о переговорах, которые должен провести Минтранс РФ с белорусской стороной, поэтому на сегодняшний день окончательные договоренности между нашими странами не достигнуты», - констатирует Юшков.
В ближайшее время начнется активная стадия торга, где белорусская сторона попросит для себя значительные льготы: особые тарифы РЖД на перевозку грузов по железной дороге и скидку на тарифы по перевалке в портах Ленинградской области.
«Белорусы постоянно указывали нам, что оба направления в России дорогие, но как только Москва дала им скидку в 50% на перевозку нефтепродуктов из Белоруссии в Ленинградскую области, в Минске сразу заявили, что российское направление конкурентоспособно по транзиту, но не конкурентоспособно по перевалке грузов», - резюмирует Юшков.
Такая тактика стандартна для Минска на переговорах с Москвой: белорусы постоянно выпрашивают себе новые льготы.
«Перевалка означает перегрузку нефтепродуктов с железнодорожных цистерн на танкеры. Белорусская сторона продолжит выбивать у России дополнительные скидки на данную манипуляцию», - заключает Юшков.
Белоруссия экспортирует примерно 11 млн тонн нефтепродуктов в год. Согласно плану, белорусские предприятия в 2021-2023 года выведут через Усть-Лугу порядка 10 млн тонн нефтепродуктов: цифра соответствует литовскому транзиту.
«Проблема заключается в том, что контракт непродолжительный. Самым оптимальным вариантом для РФ и Белоруссии является постройка нефтепродуктопровода с белорусской территории сразу в порт Усть-Луги», - констатирует Юшков.
Для того, чтобы нефтепродуктопровод был рентабельным, необходимы гарантии загрузки трубы в 3-4 млн тонн в год. Это могут обеспечить жесткие контракты и обязательства, которые возьмет на себя белорусская сторона.
«Контракт должен быть не менее, чем на пять лет, но пока мы таких условий на переговорах с Белоруссией не видим. Разговор идет о 10 млн тонн за три года, но 2021 год уже начался, а пока подпишут все соглашения на дворе будет стоять осень, поэтому рано говорить «гоп», надо дождаться того, как закончится переговорный процесс», - резюмирует Юшков.
Прогноз можно делать только на основе контракта, который Москва и Минск заключат по транзиту и перевалке белорусских нефтепродуктов, где будут прописаны конкретные сроки и условия. Без этого сложно оценивать эту ситуацию.
Белоруссия должна дать гарантии России
В декабре 2020 года Белоруссия прекратила перевалку нефтепродуктов через Клайпедский порт. Для Литвы это решение стало ударом, но пока полного разрыва торгово-экономических отношений Москвы и Вильнюса не случилось.
Белорусские грузы обеспечивают 30% перевалки в Клайпеде, но главную роль играют не нефтепродукты, а калийные удобрения. Вот если и они уйдут в Усть-Лугу, то тогда главный литовский порт потеряет рентабельность.
Нельзя забывать про российский интерес: белорусы требуют от РФ сверхльготных условий, но данный режим целесообразен только для долгосрочных соглашений, а не для того варианта, который лоббирует Минск.
По белорусскому направлению имеется много рисков, особенно если браться за такие проекты, как нефтепродуктопровод. Для этого надо выстроить новую систему российско-белорусских отношений, а не просто подписать пару контрактов.
Пока разговор идет о предоставлении Белоруссии услуг по транзиту и перевалке нефтепродуктов.
«Российская сторона готова построить нефтепродуктопровод в Белоруссию на своей территории, но для нужны гарантии загрузки этих мощностей. Контракт должен быть не менее чем на 5 лет и 4 млн тонн прокачки», - констатирует Юшков.
Без этого нет смысла вкладывать в это деньги: в торгово-экономических отношениях Минск часто меняет приоритеты.
«Существует вариант с переделкой одной из ниток нефтепровода «Дружба» в нефтепродуктопровод и запуск ее в реверсном режиме. Данный маршрут будет длиннее, но он потребует меньших инвестиций», - резюмирует Юшков.
В контракте необходимо прописать условие «качай или плати», т. е. если белорусы и не прокачают минимальный объем топлива, то они оплатят его транзит. Перед нами базовое условие соглашений в нефтегазовой сфере: вокруг этого шли стокгольмские споры «Газпрома» и «Нафтогаза» по российско-украинскому газотранспортному контракту 2009 года.
«Данное условие гарантирует инвесторам возвращение вложенных средств, но надо дождаться подписания конкретных соглашений: Белоруссия будет до последнего бороться за скидки», - заключает Юшков.