Дом, который строит Джо. В правительстве Байдена — проверенные Обамой бойцы
«Мужчины, женщины, гомосексуалы, центристы, чернокожие, белые, азиаты, — перечислял Джозеф Байден. — важно, чтобы кабинет министров был похож на страну, потому что все привносят своё».
Другой вопрос, как такое разнообразие соотносится с другой задачей — собрать команду профессионалов. «АиФ» при помощи экспертов попытался на него ответить.
Ковчег старины Джо
Байден пообещал сделать своё правительство самым разнородным по гендерному и расовому составу за всю историю Америки. В результате в нём примерно поровну мужчин и женщин, есть геи (министр транспорта Пит Буттиджич), лесбиянки (Кэрин Жан-Пьерр, глава администрации вице-президента) и даже трансгендер (замминистра здравоохранения Рэйчел Левайн). Много афроамериканцев — представителем США в ООН стала Линда Томас-Гринфильд, министр обороны — Остин Ллойд.
«Конечно, если человека берут на должность исходя из его расовых и гендерных данных, отодвигая его навыки на второй план, это может негативно сказаться на работе всего аппарата», — говорит «АиФ» генеральный директор РСМД Андрей Кортунов. Впрочем, в США настолько большая «скамейка запасных», особенно у демократов, что из неё можно набрать кадры практически с любой комбинацией нужных параметров, считает ст. н. с. Института международных исследований МГИМО Андрей Баклицкий: «Практически все назначенцы Байдена имеют хороший бэкграунд — они работали в предыдущих администрациях на схожих должностях».
Главная особенность — большинство членов новой команды уже работали с Байденом, когда он занимал пост вице-президента при Бараке Обаме.
Внешнеполитический кулак
У внешнеполитического блока команды Белого дома недостатка в профессионализме нет, уверены эксперты. Большая часть из них работает на высшем уровне уже давно и достаточно успешно.
К примеру, в хвалебных тонах эксперты оценивают нового главу ЦРУ 64-летнего Уильяма Бёрнса. Это карьерный дипломат, жизненный путь которого тесно связан с Россией. В 2005–2008 гг. он занимал должность посла США в Москве (и, кстати, однажды в этом качестве был гостем редакции «АиФ»). Знает русский язык. При Обаме Бёрнс работал замом госсекретаря, занимался в том числе ядерной сделкой с Ираном. «Командный игрок», «спокойный», «сторонник дипломатических методов» — так характеризуют его собеседники «АиФ».
Позицию госсекретаря занял давний соратник Байдена 58-летний Энтони Блинкен. В президентских администрациях он начал работать ещё при Билле Клинтоне, у которого служил спичрайтером по внешнеполитическим вопросам. При Обаме занимал должность советника вице-президента по нацбезопасности.
После того как Байден объявил о его выдвижении в Госдеп, Блинкен выступил с трогательной речью о том, как его покойного отчима спас из концлагеря в Белостоке афроамериканский солдат на танке. «Отчим встал на колени и сказал только три слова, которые знал по-английски: "Боже, храни Америку". Вот кто мы. Вот что Америка представляет миру», — рассказывал новый госсекретарь, не уточнив, правда, как в 1944 г. в Польше, которую освобождали советские войска, мог появиться негр-танкист.
Своей нелюбви к России Блинкен не скрывает. По его мнению, Москва делает всё, чтобы вбить клин между США и Европой. «США должны ясно донести до российского руководства, что поведение Москвы неприемлемо, — прежде всего посредством дальнейшего ужесточения санкций и разоблачения коррупционеров», — заявил он в одном из интервью.
На ещё одну ключевую должность — советника по национальной безопасности — назначен 44-летний Джейк Салливан, экс-директор департамента планирования Госдепа при Хиллари Клинтон и экс-советник вице-президента Джо Байдена по нацбезопасности. Он известен в том числе тем, что участвовал в тайных переговорах США с Ираном, которые предшествовали заключению в 2015 г. ядерной сделки. В целом Салливан, будучи на госслужбе, много внимания уделял Ближнему Востоку и Россией занимался скорее по касательной.
Друзей России нет
За Россию в администрации Байдена, скорее всего, будет отвечать наша старая знакомая Виктория Нуланд. Она получила должность зама госсекретаря по европейским делам. У нас она хорошо известна по событиям на Украине 2013–2014 гг. Тогда Нуланд, курировавшая при Обаме постсоветское пространство, лично посещала майдан и угощала протестующих бутербродами и печеньками. Нуланд была внесена МИД РФ в список персон нон-грата, из-за чего в 2019 г. её не пустили в Россию на конференцию политологов. Стоит отметить, что сама она большая поклонница санкционных мер и считает, что только санкции могут заставить Кремль изменить курс.
Новая администрация — противник для России серьёзный, но плюс в том, что нашим специалистам этот противник хорошо знаком, говорит замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов: «Мы знаем этих людей, знаем их плюсы и минусы, их сильные стороны и их слабости. И это знание даёт нам некоторые преимущества. Да, друзей России среди команды Байдена нет. Но рассчитывать на это было бы глупо. Будем работать с тем, что имеется».
Горе-профессионалы
Впрочем, далеко не обо всех членах кабинета Байдена можно сказать, что это профессионалы высшей пробы. К примеру, большие вопросы возникают к назначению пресс-секретарём президента ещё одной старой знакомой российской публики — Дженнифер Псаки. Работая при Обаме «лицом» Госдепа, Псаки прославилась многочисленными оговорками. Она путала Иран с Ираком, рассказывала об омывающих Белоруссию морях и горах в районе Ростова, а также оправдывала право киевских властей бомбить мирные города на Донбассе. «Украинское правительство имеет полное право вести бомбардировку мирных жителей, так как отстаивает единство страны», — не моргнув глазом, заявляла Псаки журналистам.
«Конечно, её назначение вызывает вопросы, — говорит "АиФ" Андрей Кортунов. — Но Байдену важна хорошая "личная химия" с теми, кого он назначает. Это единственное правдоподобное объяснение, почему он выбрал именно Псаки в качестве пресс-секретаря».
Спорным стало и назначение замминистра здравоохранения Рэйчел Левайн. И даже не потому, что она трансгендер. Работая главой здравоохранения Пенсильвании, с началом эпидемии коронавируса она распорядилась направлять больных для лечения в дома престарелых, что привело к большой смертности среди их постояльцев. Свою же мать Левайн предусмотрительно оттуда забрала.
Рядовые американцы, кажется, не питают особых иллюзий насчёт новой власти. Видео инаугурации Байдена на YouTube утонуло в дизлайках — 18 тыс. против 6 тыс. одобрений. В ряде городов произошли погромы офисов Демпартии, причём громили их недавние сторонники — радикалы из «Антифа» и движения BLM. В этой ситуации Байдену нужно демонстрировать результат, и быстро. Иначе недалеко и до повторения недавних событий у Капитолия.