"Число протестующих по всей России может достичь двухсот тысяч"
На акцию в поддержку Алексея Навального готовы выйти на улицы 150 тысяч человек, такие данные приводит Znak.com . Выводы сделаны на основе опросов и количестве подписчиков в соответствующих сообществах в «ВКонтакте» и Фейсбуке и Телеграме.
«К числу самых «протестных» городов можно также отнести Челябинск и Самару (по 4,7 тыс. заявившихся), Краснодар и Нижний Новгород (по 4,5 тыс.), Пермь (4,2 тыс.), Ростов-на-Дону (4,1 тыс.), Уфу (3,7 тыс.), Казань (3,6 тыс.), Красноярск (3,5 тыс.), Воронеж и Барнаул (по 3,2 тыс.). Среди наименее заинтересованных — жители Брянска, Набережных Челнов, Мурманска и Ставрополя», - пишет Znak.com.
Выйдет ли 150 тысяч? Судя по той рекламе, которую власти сами устроили акции, призывая из каждого утюга не ходить на нее, народу ожидается немало.
— Естественно, при таком предостережении число протестующих не может быть очень большим, но что это меняет? — говорит главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Уже прошли задержания на Дальнем Востоке, в Хабаровске задержано человек сорок, всего вышло на улицу около пятисот. Умножим на двадцать, пропорционально численности населения, получим примерные цифры по Москве...
— Число протестующих по всей России действительно может достигнуть сотни тысяч человек или даже превысить эту цифру, — считает секретарь политсовета «Другой России Э.В. Лимонова» Александр Аверин.
Из-за коронавирусных ограничений протестная энергия не выплескивалась наружу в форме митингов и пикетов, а копилась в народе. Многие выйдут не за Навального, а против всего плохого.
В Москве, думаю, на улицу выйдут не менее 20 тысяч. В регионах, понятное дело, такой численности не будет, но недовольных граждан хватает по всей стране. Повторюсь, люди почти год не выбрасывали протестную энергию. Сейчас — удобный повод это сделать.
Митинга с трибунами и ораторами, естественно, не случится. Люди выйдут не за этим. Выйдут, чтобы выразить протест, а несогласованная акция — это самая естественная протестная форма. Сразу «повинтить» несколько тысяч человек невозможно. Все это будет продолжаться во времени и пространстве. Полиция «винтит» протестующего, рядом пять человек снимают происходящее на телефон. И так — до новой и новой итерации.
«СП»: — Откуда столько людей? Акция настолько хорошо разрекламирована?
— Больше всего для организации и рекламы акции 23 января сделала сама власть. Буквально перед акцией запрещены популярные аниме. В школах педагогам поручили призвать учеников не ходить на митинг. Естественно, даже у тех, кто никуда идти не собирался, после такого подобное желание появилось. У людей любого возраста имеется инстинктивное желание игнорировать запреты, противостоять им. У молодых людей это желание выражено наиболее сильно.
Помню, в 2007 году в Петербурге перед Маршем Несогласных в метро по громкой связи городские власти призывали граждан ни в коем случае не ходить на марш. Естественно, пришёл весь город
Наша организация к господину Навальному относится стабильно негативно. Эти люди показали, что они из себя представляют. В то же время, на протесты 23 числа выйдут не только сторонники Навального, но и иная протестная публика. Среди них будут и достойные люди, которых на улицу почти за руку привели неразумные решения правительственных чиновников.
«СП»: — В этом году выборы. Дотянется ли до них протестная волна?
— Для предвыборной кампании рановато. Если власть и полиция сами не будут разжигать события по белорусскому сценария, если людей не будут бить на улицах и пытать в застенках, то к выборам эта протестная волны схлынет. Нагрянет ли новая? Посмотрим.
— Количество людей безусловно имеет важное значение, и этот показатель напрямую зависит от применённых технологий информационной мобилизации, — уверен директор Центра изучения проблем формирования гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер.
— За несколько дней социальные сети и ютьюб были переполнены обращениями представителей в основном творческой интеллигенции, музыкантов, актёров и лидеров общественного мнения с призывом выйти на изначально несогласованную акцию протеста в связи с задержанием и последующим арестом Навального. Власть в лице практически всех думских фракций, официальных лиц исполнительной власти и официальных СМИ предупредила об ответственности за участие в несогласованном публичном мероприятии, тем самым дополнительно подогрев интерес к мероприятию.
«СП»: — Митинг объявлен федеральным. Многие ли города поддержат? Москва – понятно, город хипстеров, там Навального любят, а в регионах?
— Предполагаю, что основными центрами массовых несогласованным выступлений все же станут столицы: Москва и Санкт-Петербург также ряд крупных региональных центров, преимущественно где есть низовые структуры активистов.
Призыв выйти на центральные улицы городов понятен для регионов, но очевидно провален для Москвы. Отсутствие единой точки сбора в контексте заявленной цели — освобождения Навального — делает его безопасным для власти. Куда более эффективным в Москве подобное мероприятие было бы где ни будь в Сокольниках, т е в непосредственной близости от СИЗО где содержится оппозиционный политик.
«СП»: — А будет ли митинг в итоге? Или всех сразу «повинтят», и все?
— Митинга не будет, и вероятность этого результата кроется всё в той же децентрализации протеста, где имеется несколько предполагаемых мест сбора возможных участников. Митинг предполагает наличие звукоусилительного оборудования и единого сценария, которых никто не предложил, и которые в подобных условиях невозможно обеспечить. Возможное скандирование отдельных лозунгов, это далеко не митинг. Касаемо задержаний — они безусловно будут.
«СП»: — Создается впечатление, что власти пиарят это мероприятие — по ТВ идут призывы не ходить...
— Вся история, начиная от прилета Навального в Москву, специально или нет, судить сложно, отдаёт оттенком театрального занавеса. И не последнюю роль в анонсировании предполагаемых мероприятий 23 января сыграли официальные государственные СМИ.
Настораживает и история с фанатами артистки и многолетней ведущей телепроекта «Дом -2» Ольги Бузовой. Теперь же вдвойне странно и отчасти трагикомично то, что в числе призвавших к участию в сегодняшнем мероприятии была и коллега Бузовой по «Дому-2» — Алёна Водонаева, Думаю, для большинства политически активных граждан контекст «Дома- 2» в обоих случаях неприемлем, и в особенности в привязке к данному мероприятию.
«СП»: — Чего, по-вашему, добиваются организаторы? Может ли народ им доверять? Нет ли ощущения провокации?
— Ставится ли организаторами вопрос о необходимости смены власти в России — понять сложно, ведь никто из них ни разу не призывал к массовым выходам на реальные социальные протесты против повышения пенсионного возраста или против оптимизации здравоохранения и образования, т. е. против конкретных антисоциальных действий властей. Речь всегда шла исключительно о коррупции, при этом внятной социальной и политической повестки, кроме «пора менять власть» не было, как и ответа на вопрос «на кого менять?».
Удивляет и то, что организаторы намеренно упрощают проблемы с политическими преследованиями. Кроме Навального сейчас под домашним арестом находится левый политик Николай Платошкин, экс кандидат в президенты РФ Павел Грудинин находится под постоянной атакой рейдеров на своё предприятие. Список можно продолжить, но к контексту предполагаемого массового мероприятия он фактически не будет иметь отношение.
«СП»: — Насколько все это может быть прелюдией к предвыборной кампании? По времени совпало? Может ли возвращение Навального повлиять на ситуацию или вовсе ее дестабилизировать?
— Не думаю, что основой всего являются предстоящие выборы в Думу, ведь в сложившейся системе политической власти в стране это не самый решающий властный инструмент. Очевидно главной задачей ставится раз виртуализация протеста, и вовлечение в активную уличную активистскую фазу граждан, находящихся у экранов. Однако ещё раз подчеркну важно понимать, что реальное отсутствие политической и социальной повестки, не всегда может привести к положительному для большинства граждан результату.