Алексей Дзермант: Есть ли перспектива у Союзного государства России и Беларуси?
Договору о создании Союзного государства России и Беларуси исполнился 21 год. Однако реального государства со всеми присущими ему признаками и атрибутами создано не было. Нет даже символики. Де-факто существует экономический и военно-политический союз, альянс двух государств и наднациональная институциональная рамка в виде многочисленных двусторонних соглашений, Госсовета, Постоянного комитета и Парламентского собрания.
У каждой из сторон есть свои аргументы о том, почему мы так и не пришли к формированию настоящих государственных структур и остановились на том состоянии отношений, который они считают для себя комфортными. Означает ли это, что достигнутый статус-кво навсегда и ничего не нужно менять?
Нет, не означает. Да, внутренняя и внешняя обстановка за прошедшие более чем два десятилетия существенно изменилась, но достижения в Союзе России и Беларуси, безусловно, есть. Это и высокая степень равенства, взаимного признания прав граждан двух стран, отсутствие границы, тесная кооперация и сотрудничество в экономике и сфере безопасности.
Очень часто звучит претензия о том, что кто-то в рамках Союза вкладывается больше, а получает меньше. Свести дебет и кредит в наших отношениях действительно непросто именно из-за того, что они всеобъемлющие и комплексные.
С российской стороны говорят о том, что за последние 15 лет Россия просубсидировала экономику Беларуси более чем на 100 млрд долларов в основном в виде скидок на энергоносители. Белорусская сторона парирует это тем, что за тот же период у Беларуси в торговых отношениях с Россией сложился отрицательный баланс примерно на такую же сумму. В России говорят о конкуренции со стороны белорусских производителей, а в Беларуси отвечают, что промышленная кооперация двух стран даёт рабочие места нескольким миллионам человек в России.
Если абстрагироваться от торгово-хозяйственных споров, то есть и красноречивые примеры того, как страны договариваются и достигают согласия в общих интересах. За последний год был осуществлен запуск Белорусской АЭС, подписано соглашение о взаимном признании виз, существенно облегчающее жизнь гражданам третьих стран и стимулирующее туризм, очень значительно снижены тарифы на роуминг и уже понятен механизм его полной отмены.
Немаловажно и то, что в отличие, скажем, от ЕАЭС и СНГ в Союзе России и Беларуси присутствует значительная военно-политическая составляющая. Зонтик безопасности, предоставляемый Россией, играл всё время существования независимой Беларуси определяющую роль. Этот фактор оказался стабилизирующим и в момент острого политического кризиса, случившегося после последних президентских выборов в Беларуси. Белорусский «балкон» с военно-стратегической точки зрения выполняет ключевую функцию на западных рубежах России, особенно для Калининградской области.
Политический кризис в Беларуси, ухудшающиеся отношения с Западом обеих стран, которое выражается в виде экономических санкций, политического и информационного давления, вынуждают нас сближаться ещё теснее, ясно определять перспективу и траекторию общего, а не раздельного движения.
Исходя из складывающейся обстановки, можно выделить несколько направлений, где усиление и углубление союзной интеграции жизненно необходимо.
Сфера безопасности
Здесь мы имеем самую высокую степень координации и согласованности, но нельзя останавливаться на достигнутом. Единая система ПВО, общее командование на случай нападения, масштабные военные учения – всё это уже есть и хорошо работает, но нужно идти дальше. Совместные коллегии министерств обороны, внутренних дел, специальных служб нужно институциализировать, создав Союзный Совет безопасности. Это будет важным прогрессивным шагом в обеспечении общих подходов и согласованной политики в этой сфере.
Белорусской, как и любой другой армии, нужен боевой опыт, поэтому ей можно и нужно участвовать в совместных операциях с российскими братьями по оружию в Сирии и других местах. Единая оборонная политика должна трансформироваться и в консолидированную, блоковую позицию во внешней политике.
Экономика
Пора уже найти общие подходы и алгоритмы при определении цен на энергоносители, выйти на равнодоходность и взаимный учёт выгоды. В рамках Союза России и Беларуси мы могли бы сформировать единый рынок нефти и газа, перейти на расчёты в национальных валютах, а не в долларах гораздо раньше, чем в ЕАЭС. Для этого, естественно, нужно синхронизировать и налоговую сферу, то есть позитивно завершить работу над «дорожными картами». Безусловно, нужны и единые правила доступа к госзакупкам, принципам ведения бизнеса в условиях, когда нам выгоднее кооперироваться, чем конкурировать.
Транспорт и логистика – один из локомотивов экономического развития, и здесь мы уже созрели к масштабному проекту. Есть несколько вариантов: высокоскоростная магистраль Петербург —Минск — Гамбург, ВСМ Москва — Минск или же модернизация железной и автомобильной дорог на участке Минск — Петербург, но во всех у них очевидна необходимость создания крупного модернизированного транспортно-логистического узла в треугольнике Минск — Москва — Санкт-Петербург на стыке Западной Евразии и Европы.
Социальная сфера
Здесь в приоритете образование. Необходима общая система признания экзаменационных тестов при поступлении в вузы, признание дипломов об образовании и научных степеней, создание системы студенческого и академического обмена, чтобы не допускать той ситуации, когда белорусскому студенту или молодому учёному гораздо проще попасть на стажировку в Польшу, чем в Россию.
Пандемия чётко показала, что нужны общие подходы в сфере здравоохранения, особенно это касается санитарно-эпидемического надзора. Возможно, здесь тоже нужно формирование союзного, общего органа, чтобы мы больше не переживали пусть вынужденный, но отказ от одного из основных наших достижений – свободного перемещения через границу. Вопрос производства вакцины от Covid-19, политика вакцинации населения и отдельных его категорий тоже требуют общих методов и подходов.
Информационно-гуманитарная сфера
Атаки на Союз России и Беларуси идут беспрецедентные. США, например, не только не признают его, но и уже угрожают санкциями тем, кто работает в союзных структурах. Это значит, что нужно усилить информационную работу в Союзе, объясняя внутри и вовне о том, каковы наши цели, какую пользу Союз приносит обычным гражданам, элитам наших стран и тем, кто готов с нами сотрудничать.
И здесь, видимо, одних официальных союзных СМИ мало, они выполняют свою роль, в текущем информационном противостоянии их нужно усилить ресурсно и дополнить менее официальными, но более динамичными. Для этого целесообразно было бы создать под эгидой Союзного государства специальный Фонд для поддержки СМИ и гражданских инициатив. У России есть в этой сфере успешный опыт – Фонд президентских грантов играет важную роль в суверенизации гражданского общества, его нужно распространить и на Союз России и Беларуси.
Межрегиональное сотрудничество
В своё время экономические отношения регионов России и Беларуси стали прочным фундаментом всего Союза. Сейчас эти связи нужно не просто поддерживать на прежнем уровне, но и постоянно расширять, тем более что Беларусь с учётом технологического и кадрового потенциала могла бы найти свою полезную нишу в развитии Арктики, Сибири и Дальнего Востока, в реализации там масштабных проектов. Союзу России и Беларуси есть куда расти, к чему стремиться. Мы должны выстроить такой экономический, инфраструктурный, гуманитарный базис в отношениях двух стран, который бы неизбежно привёл к созданию дееспособной политической и идеологической надстройки, к созданию настоящего Союзного государства конфедеративного типа.
Автор: Алексей Дзермант
The post Алексей Дзермант: Есть ли перспектива у Союзного государства России и Беларуси? appeared first on Регионы России.