Дед Мороз по погоде. Почему в прогнозах нет места сказкам
Прогнозирование погоды уже давно не связано с кофейной гущей или приметами. Сейчас это целая наука, которой обучают в университетах. Поэтому ведущий специалист Центра «Фобос» Вадим Заводченков улыбается, когда его называют погодным дедом Морозом, ведь свою работу считает совсем не волшебной.
- Вадим Алексеевич, вы, наверное, единственный из ведущих прогнозов погоды кто больше всех похож на Деда Мороза. Замечаете ли вы отношение к себе как к волшебнику?
- Прогнозирование погоды все-таки не волшебство. Зная основные закономерности в атмосфере, предсказывать погодные явления на бытовом уровне сможет каждый человек. Например, летом ко мне приезжали друзья из Саратовской области. В Москве тогда пошел дождь и они сделали вывод, что через пару дней и у них дома он тоже будет. И случилось! Хотя в то время на Волге была жуткая засуха. Вот как раз такого рода сбывшиеся предсказания больше относятся к волшебству, так как они не основаны на научной аналитике.
- Зависит ли ваше настроение от характера прогнозируемой погоды? О какой погоде вам больше нравится рассказывать?
- В свое время, как и большинство мужского населения страны, я служил в армии. Моя служба проходила в городе Вольск Саратовской области. У нас там был воздухоплавательный центр и катер, на котором по выходным мы плавали на пляжи левого берега Волги, где и отдыхали. Также у нас был специальный отдел, который занимался прогнозированием погоды и исследованием атмосферы.
В тот выходной ко мне в армию впервые приехала моя будущая супруга и мы, несмотря на прогноз дождя с градом, поплыли на пляж – фактическая погода была-то замечательной и солнечной! И каково же было удивление, когда буквально из ниоткуда появилась туча и нас накрыл сильнейший ливень с предсказанным градом. Настроение убавилось у всех, кроме работников отдела прогноза погоды, которые, естественно, радовались тому, что их предсказание сбылось. Поэтому, самые положительные эмоции я испытываю, когда наши прогнозы оправдываются. Но, конечно, всегда приятно когда погода хорошая. Ведь хорошие новости рассказывать всегда приятнее, нежели плохие. Хотя бывают случаи, когда прихожу на «Доброе утро» и перед эфиром ведущие спрашивают: «Какой будет погода?», а я отвечаю, что «очень надеюсь, что мой прогноз не оправдается».
- Прогнозировать погоду – это большая ответственность. Ведь почти все люди свои планы строят исходя из предполагаемой погоды. Как вы решили этим заниматься, как вы стали метеорологом?
- Я метеоролог потомственный. Каждый сын хочет быть похожим на папу – мой отец также занимался прогнозированием погоды. И мой сын тоже собирался идти по моим стопам. Но выводы о моей профессии он сделал несколько своеобразные. Моя работа связана с почти постоянным нахождением за компьютером и, видя это, сын решил, что я работаю компьютерщиком. Поэтому он и решил стать программистом. Мне в выборе профессии помогли родители. Если бы я метеорологом не стал, то, скорее всего, стал бы биологом.
- Вадим Алексеевич, был ли у вас опыт «работы» Дедом Морозом?
- Этот опыт можно назвать довольно печальным. Каждый должен заниматься все-таки своим делом. Особенно, если это касается общения с детьми и организации праздников. Со мной это случилось пятнадцать лет назад в Вольске. В то время я был офицер и с семьей мы жили, как и семьи других моих сослуживцев, в так называемом ДОСе (дом офицерского состава – ред.). Все мы были молодыми и жили в общем-то по правилам общежития – двери не закрывались из-за ходьбы за солью, сахаром и просьб посидеть с ребенком.
В тот год мы решили устроить детям предпраздничный совместный новогодний ужин. Моя супруга работала в школе и принесла оттуда костюм Деда Мороза, роль которого выпало исполнять мне. Перед тем, как посадить деток за стол, было принято решение, что для эффекта неожиданности меня – Деда Мороза – надо спрятать в комнате, где будет проходить праздник. Что и было сделано. И вот, в тот момент, когда дети ели мандарины и пирожные, со словами «Здравствуйте, дети!» выпрыгиваю я. Это было похоже на взрыв бомбы! То ли я оказался не очень убедительным Дедом Морозом, то ли свою роль сыграла неожиданность, но визгов и криков было столько, что детей мы смогли успокоить только спустя час, когда последних их них вынули из-под кровати. Спасло мое разоблачение. С тех пор я больше никогда не пытался стать Дедом Морозом.
- А вы сами в детстве в Деда Мороза верили?
- Да, конечно. Но, сказать на чем эта вера основывалась, я не смогу. Наверное, на детской вере в чудо и в безграничное счастье. Примерно, лет до двенадцати мы ставили под елку валенки, в которых в течении всех праздничных дней по утрам мы с сестрой находили какие-то подарки. Помню, что я старался утром проснуться первым, чтобы раньше сестры посмотреть - что Дед Мороз положил в валенки. Причем, смотрел я, естественно, не только в своем валенке... Кстати, один раз отказался его убирать даже после того, как разобрали елку. Сестра тогда надо мной подшучивала – мол, праздники кончились и подарков больше не будет. Но я настоял на своем и оставил на ночь валенок посередине комнаты, в том месте, где раньше стояла наша елка. И каково же было мое удивление, когда на утро в моем волшебном валенке подарок-таки появился. В чудеса верить надо и они обязательно сбудутся. Ведь мысли материализируются. Но, конечно, просто о чем-то мечтать мало. Для исполнения желаний нужно что-то делать.
- Вадим Алексеевич, какую погоду вы пожелаете всем жителям Пензенской области в новом году?
- Знаете, все люди все-таки очень разные. Кто-то любит тепло, кто-то – холод. Кто-то весну и оттепель, а кто-то сугробы. Поэтому хочу пожелать, чтобы погода всегда соответствовала настроению, а не наоборот. И, как поется в известной песне, самое главное – замечательной погоды дома. Ведь именно ее мы создаем своими сердцами.