Тот самый Сатанеев. Скончался Валентин Гафт
В возрасте 85 лет скончался советский и российский актер театра и кино, народный артист РСФСР Валентин Гафт. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на супругу актера, актрису Ольгу Остроумову.
«Да, его не стало. Это сегодня произошло», — приводит агентство её слова.
Остроумова рассказала, что причиной смерти Гафта стали последствия инсульта, который он перенес в 2019 году. «Он продержался довольно долго после инсульта», — рассказала она Пятому каналу.
По словам художественного руководителя театра «Современник», прощание с Валентином Гафтом состоится во вторник, 15 декабря. Похороны актера пройдут на Троекуровском кладбище.
Валентин Гафт родился в 1935 году в Москве. В детстве участвовал в школьной самодеятельности и твердо решил стать актером; после окончания школы он подал документы сразу в два театральных вуза — в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. С Щукинским, правда, не сложилось — Гафт не прошел во второй тур, а вот в Школу-студию его приняли.
Он учился на актерском курсе Василия Топоркова; однокурсниками Гафта были Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Козаков. Но если тот же Табаков сразу примкнул к Олегу Ефремову, который во второй половине 1950-х создал «Современник», то Валентину Гафту оказался в этом театре лишь в конце 60-х.
«До "Современника" я поработал в разных театрах», — вспоминал он.
Его приняли в труппу театра имени Моссовета, через год он ушел в Московский драматический театр на Малой Бронной — с небольшой остановкой в Театре Сатиры. В середине 60-х пришел в Ленком, которым тогда руководил Анатолий Эфрос. В 1969-м Валентин Плучек снова позвал его в театр Сатиры — на роль графа Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро»; это одна из самых известных постановок театра — с Андреем Мироновым и другими звездами. Но Гафт продержался в ней лишь полгода — и ушел. По собственной воле, потому что стало скучно играть одно и то же. На его роль пришел Александр Ширвиндт, нынешний худрук Сатиры, а Гафт наконец оказался в «Современнике».
«Современник» полюбил. Здесь у меня кое-что получалось... Каждый раз, когда у нас сбор труппы, я рад видеть всех наших артистов«, — признавался он.
В этом театре Валентин Гафт остался на долгие годы. Он был одним из ведущих актеров труппы «Современника», играл в самых знаковых спектаклях, но при этом признавался, что боится быть несамокритичным и не может сравнивать себя с великими актерами.
«Я очень много чего не умею. Я видел великих рядом с собой — не могу себя даже сравнивать с ними. Великие ушли. Мы сейчас вроде как за ними идём... Но таких артистов, как были раньше, уже нет. Они никогда не вернутся сюда...», — говорил он.
В кино Гафт начал сниматься ещё во время учебы в Школе-студии, но первые роли были далеко не первого и даже не второго плана. Известности он добился в уже в 70-е — сыграл в «Семнадцати мгновениях весны» сотрудника Даллеса Геверница, дворецкого Брассета в музыкальном телефильме «Здравствуйте, я ваша тётя!», председателя правления гаражного кооператива Сидорина в трагикомедии Эльдара Рязанова «Гараж», полковника в еще одном фильме Рязанова — «О бедном гусаре замолвите слово». Его амплуа со временем сместилось в сторону различных злодеев — Сатанеев в новогодней сказке «Чародеи», преступный «авторитет» в «Ворах в законе», Берия в фильме Юрия Кары «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным».
Валентин Гафт сыграл сразу в двух экранизациях романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — у Кары в 1994-м ему досталась роль Воланда, а в сериале Владимира Бортко 2005 года — первосвященника Каифы.
«Я редко бываю доволен своими работами в кино. Всегда уверен: играть надо было лучше! В театре ты что-то можешь исправить, а в кино уже нет», — признавался он.
При этом у него обширная фильмография — более 150-и ролей в кино- и телефильмах, сыгранных более чем за полвека. И его знаменитая эпиграмма, посвященная недавно ушедшему коллеге, актеру Армену Джигарханяну («Гораздо меньше на земле армян, // Чем фильмов, где сыграл Джигарханян») вполне могла быть написала Гафтом и о себе самом.
Вообще эпиграммы Гафта на друзей по сцене и по кино — это отдельный жанр, которым он мог по праву гордиться. Они были кратки, точны и никого не обижали; даже его эпиграмма «Всегда играет одинаково // Актриса Лия Ахеджакова» имеет продолжение — «Великолепно! В самом деле // Всегда играет на пределе».
«Сильным актёром назвать себя никак не могу. Ну пусть хоть кто-то для разнообразия будет слабым!», — признавался он.
Валентин Гафт, конечно, не был слабым — он был одним из тех, кто формировал облик советского, а потом и российского театра и кино. Он не успел получить звание Народного артиста СССР — народным РСФСТ стал лишь в 1984-м, но он был именно народным артистом всего советского и постсоветского пространства.