Какое звание было у Сталина до маршала
Общеизвестно, что по окончании Великой Отечественной войны Сталину было присвоено звание генералиссимуса. Менее известно, что он долго отказывался от этого звания, уступив только уговорам маршала Рокоссовского. При этом, до конца жизни он в качестве парадного носил маршальский мундир. Еще менее известный факт, что звание маршала Сталину было присвоено только в марте 1943 года, после окончания Сталинградской битвы. И почему-то мало кто задается вопросом, какое воинское звание было у Верховного главнокомандующего до маршала. А вопрос, с моей точки зрения, довольно интересный, хотя и не простой. Ведь все мы привыкли, что звания присваиваются поэтапно, в соответствии с выслугой лет или досрочно за особые заслуги. Если следовать этому принципу, Сталин, прежде чем стать маршалом должен был побывать как минимум генералом, не говоря уже об этапе старших и младших офицерских званий. Но об этом в официальных источниках нет упоминаний. Попробую это объяснить.
В годы Первой мировой войны Сталин был освобожден от призыва в царскую армию по медицинским показаниям. В детстве он травмировал руку и ее функциональные возможности полностью так и не восстановились. Так что в царской армии ему послужить не пришлось. После Октябрьской революции 1917 года своими декретами Совнарком упразднил все имеющиеся звания, оставшиеся от русской армии. Произошло своего рода «обнуление». Старые звания отменили, а новых в формирующейся Красной армии не ввели. Они остались только у «белых». А у «красных», которые хотели во всем оказаться от прежних воинских традиций, постепенно вводилась система, когда звания и должности совпадали. Например, если кого-то назначали командиром отделения, он автоматически по званию становился комотом (хотя это назвалось не званием, а должностью). К генералам можно было приравнять комбригов, начдивов, комкоров, комфронта, командармов. В отдельную «генеральскую» категорию можно выделить руководителей и членов Реввоенсовета Республики – высшего органа военного управления, созданного в сентябре 1918 года, который возглавил Троцкий.
Позднее реввоенсоветы были созданы при фронтах Красной армии. Сталин еще до создания Реввоенсовета Республики был председателем Военного совета Северо-кавказского округа (с июня по сентябрь 1918 года). Как полководец Сталин ярко проявляет себя в годы Гражданской войны и борьбы с интервенцией в ходе организации ряда успешных военных операций на Южном фронте по обороне Царицына (будущего Сталинграда, нынешнего Волгограда) против наступавшей на Москву Донской армии под руководством генералов Краснова, Мамонтова и Денисова.
Картина: «Сталин и Ворошилов в районе станции Зимовники», автор Жигмонт П.И.
Он фактически руководит реввоенсоветом Южного фронта. При этом Сталин постоянно конфликтует с Троцким, опираясь на поддержку Ленина. Поэтому его неоднократно перебрасывают на другие «участки работы». Впрочем, не всегда с понижением. Сталин был членом Реввоенсовета Республики с 8 октября 1918 по 8 июль 1919 и с 18 мая 1920 по 1 апрель 1922. До окончания гражданской войны и польской капании, он входил в состав реввоенсоветов различных фронтов.
Итак, членов реввоенсовета по принципу соответствия должностей и званий смело можно смело приравнять к генералам, поскольку именно они руководили боевыми действиями на фронтах. Таким образом, Сталин в соответствии с новой системой присвоения званий сразу стал генералом, минуя предшествующие воинские звания.
Хотя сам он этого и не признавал. Например, в своем выступлении на совещании начальствующего состава Красной Армии 17 апреля 1940 года (по итогам Советско-финской войны 1939-1940 годов), Сталин называет себя «гражданским человеком» противопоставляя себя некомпетентным командирам, которые кичатся своими заслугами в гражданской войне, и не хотели перестроиться для ведения войны по-новому.
Сам Сталин свои заслуги в гражданской войне никогда не выпячивал. В энциклопедических изданиях, опубликованных при его жизни, этой теме уделяется в лучшем случае абзац. Примечательно, что в первую очередь упоминается борьба Сталина против иностранной интервенции, а уж потом участие в гражданском конфликте. Как тут не вспомнить слова Черчилля: «Было бы ошибочно думать, что в течение всего этого года (1918-прим. автора) мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив того, русские белогвардейцы сражались за наше дело». Но это – уже отдельная история.
Возвращаясь к главной теме статьи, надеюсь, что история с послужным списком Сталина прояснилась. Прежде чем стать маршалом он фактически был полководцем и генералом.