Разрыв соглашения с Нидерландами откроет новую страницу в истории российского бизнеса
Борьба с офшорами должна включать административные реформы в РФ, заметил ФБА «Экономика сегодня» руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления университета при Правительстве РФ Константин Ордов.
Минфин РФ начал процедуру расторжения соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами. Переговоры между Москвой и Амстердамом результата не дали, из-за чего в Москве решили отказаться от договора.
Россия разрывает соглашение с Нидерландами
Президент РФ Владимир Путин поставил задачу борьбы с офшорами и уходом капиталов за рубеж. Следствием распоряжения российского лидера стали переговоры с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами. Первые три страны пошли на уступки и подняли налоговую ставку до 15%, а вот нидерландская сторона отказалась от гармонизации налогового законодательств с Россией.
В 2017-2019 годах из РФ в Нидерланды были выведено 1,2 трлн рублей выплат по процентам и дивидендам. После отказа Амстердама на новый порядок отношений с Москвой сумма уменьшится в разы, а может и вообще сойти на нет.
Отношения Амстердама и Москвы переживают холодные времена. Есть решение арбитража в Гааге, грозящее России штрафом в 57 млрд долларов, а также суд по MH17 и иск Амстердама против Москвы в ЕСПЧ.
Политический фон мог повлиять на негативное решение Нидерландов, потому что Амстердам теряет больше Москвы. Теперь из этой европейской страны уйдут многие компании, включая дочку нашего газового монополиста «Газпром экспорт».
Нидерландское налоговое законодательство использовали не только частные структуры, но и компании с госучастием. Еще в Нидерландах хорошее коммерческое законодательство, дающее эффективную защиту бизнесу.
Старая система ухода от налогообложения уходит в историю, а Москва показала решительность в борьбе офшорами, повсеместной практикой ухода от налогов и выводом российских капиталов за рубеж.
РФ формирует новые доходы
«Отказ от двойного налогообложения был выгоден, когда средства оставались в тени. Теперь в мире тренд по обмену информацией, а деньги, попадающие в офшоры, отлично фиксируются», - констатирует Ордов.
Ярким примером является швейцарская уступка США по банковской тайне. Ранее банки Швейцарии не выдавали данные об американских клиентах, а теперь станут это делать после соглашения с Вашингтонам.
«Сегодня потерялась выгода от секретности денег. В России упростилась система сбора налогов, она стала прозрачной и эффективной, хорошо справляющейся с такими сокрытиями. Десятилетие назад можно было ввести огромное количество ограничений и штрафов по офшорам, но что-либо доказать было сложно», - резюмирует Ордов.
Времена меняются, поэтому Кремль сделал ставку на оптимизацию налоговой и финансовой политик.
«Кипр и Нидерланды являлись офшорами, где крутились российские деньги для реинвестирования обратно. Из-за этого разрыв договора о двойном налогообложении не повлияет на иностранные инвестиции», - заключает Ордов.
Все эти деньги российские, а Кипр, Нидерланды и другие офшоры помогали бизнесу снижать долю выплачиваемых налогов – так наш капитал финансировал местные экономики в ущерб России, и защищали их законодательно.
Благодаря данной политике мы каждый год видели огромные цифры в графе «отток капиталов за рубеж».
«Никто не боялся и не хотел напугать иностранных инвесторов – цель в другом. Российские власти увидели перспективу дополнительных налоговых доходов, которые не помешают федеральному бюджету», - констатирует Ордов.
Есть расчеты, что борьба с офшорами увеличит бюджетные доходы до 500 млрд рублей в год.
Нельзя останавливаться на достигнутом
«Реформа обернется тем, что компании заплатят полные налоги в РФ, а дальше все зависит от того, что они будут делать дальше. Если они захотят вывести деньги, то им придется заплатить налоги в других юрисдикциях», - резюмирует Ордов.
Данное решение не гарантирует отсутствие налоговых лазеек, но стандартные механизмы, которые годами использовались всеми желающими, больше не будут работать, а эффективность их альтернатив будет меньше.
В такой ситуации российскому капиталисту придется задуматься о вложении средств в России, но есть и объективные проблемы.
«Нужно понять мотивацию использования офшоров. В России существует практика разделения бизнеса на несколько секций. Компания – центр прибыли. Компания, аккумулирующая основные активы. Компания, занимающаяся выводом средств за рубеж. Создание спрутов вызвано низким доверием к корпоративному регулированию, к судебной системе и к налогообложению», - заключает Ордов.
Все это нужно исправить, если мы хотим, чтобы антиофшорная программа действительно заработала в России.
«Крупные компании в России используют офшоры для защиты от регулятивных рисков, чтобы реинвестировать средства из других юрисдикций. Это обычно обеспечивает большую сохранность капиталов», - констатирует Ордов.
В случае с Кипром, Люксембургом и Мальтой такая возможность у них останется, не будет только скидки по налогам. Благодаря этому мы через пару лет увидим, что являлось главной причиной вывода денег в офшоры: налоги или все-таки регулирование.