Россия готовится раскрыть «невидимую» сторону проекта «Северный поток – 2»
Окончание строительства «Северного потока – 2» позволит России ускорить выход на глобальный рынок водорода, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин в ходе немецко-российского отраслевого форума заявил, что Москва выступает за производство водорода из природного газа, так как «миру надо давать ту энергию, которой он может воспользоваться, то есть доступную, экологически чистую и конкурентоспособную».
В ведомстве уверены, что в стране необходимо реализовывать планы развития водородной отрасли, которые предполагают производство водорода при помощи метана, основного компонента природного газа.
«Стремления российской стороны вполне реалистичны, но основной вопрос состоит в спросе в Европе на водород, произведенный из газа. Система дифференциации водорода очень сложная, данный ресурс делится на несколько групп: зеленый, желтый, серый, голубой.
Важно понять, зачем Россия намерена производить водород, и для чего Европейский союз так стремиться на него перейти. Все это элементы климатической политики ЕС, который говорит об энергопереходе, заключающемся в отказе от ископаемого топлива для сокращения выбросов углекислого газа», - прокомментировал эксперт Игорь Юшков.
Водородная стратегия Европейского союза, объясняет эксперт, определяет водород, произведенный методом парового риформинга, как серый из-за выбросов СО2. Но существует зеленый водород, извлекаемый из воды методом электролиза с помощью энергии из возобновляемых источников. Голубой водород тоже делают из метана, но с обязательным улавливанием и хранением СО2.
Власти Российской Федерации, как отмечал Павел Сорокин, рассчитывают, что глобальный рынок водорода расширится в ближайшем будущем. Такие выводы позволяют делать оценки Министерства финансов РФ, которое к 2050 году ожидает рост спроса в два раза, то есть до 150-160 млн тонн в год. В экспертном сообществе допускают рост потребления до 2050 года.
Водород оптимизирует расходы
Использование метана для производства водорода, заявил Павел Сорокин, не требует большого расхода и позволяет получить новый энергоноситель по себестоимости в $1,5-2 за килограмм, что приравнивается одной четверти части расходов на производство водорода из возобновляемых источников энергии.
«Водород использовать в двух ипостасях. Его получат при использовании ветряков – сохраненное электричество в моменты ненадобности как раз выступит элементом для производства водорода по определенной методике. Когда необходимость в электричестве, напротив, возникнет, то его получать из водорода. То есть последний можно назвать также некой системой хранения.
Кроме того, водород вполне возможно использовать в двигателях внутреннего сгорания для передвижения автомобильного транспорта. Для этих целей Европа планирует использовать ресурс», - добавил Юшков.
В Министерстве энергетики полагают, что до конца текущего года российское правительство продумает стратегию развития водородного сектора и последующие способы завоевания лидирующих позиций в качестве глобального энергетического экспортера.
Старые рынки по-новому
Глава ведомства Павел Сорокин прогнозирует возможный экспорт десятков миллионов тонн водорода как на Запад, так и на Восток через магистральный газопровод из России в Германию через Балтийское море «Северный поток – 2». Российская компания «Газпром» оценивает, что водородом можно заполнить до 70% мощностей трубопровода при условии производства необходимого объема сырья.
Кроме «Газпрома» за реализацию подобных проектов выступили государственный холдинг «Росатом» и концерн «Новатэк», а в городе Томск на востоке Западной Сибири на берегу реки Томь планируется создать первый российский консорциум по развитию водородных технологий по инициативе Томского политехнического университета, который уже подал документы на создание исследовательского кластера.
Россия, уверен Игорь Юшков, способна не только производить водород, но и находить альтернативные, но приемлемые способы производства. Остальное зависит от спроса на европейском и азиатском рынках. В любом случае РФ сможет сохранить свою долю, так как потребители не смогут полностью отказаться от российских ресурсов.