Сотрудники самарской «скорой» пять лет борются в суде за невиновность в смерти пациентки
В 2015 году врач скорой медицинской помощи Арсентьева Н., старший диспетчер Пятигор А. и ещё некоторые самарские фельдшеры попали в непростую ситуацию с вызовом в социальный приют к больной 37-летней женщине Иванченко М. 19 октября того года бригада впервые выехала на вызов к пациентке, тогда она отказалась от госпитализации На следующий день её повторный вызов совпал с другим экстренным, поэтому медработники сначала направились туда. Они действовали по регламенту и далее сразу же выехали к Иванченко. Женщину госпитализировали в тяжёлом состоянии, а на следующий день она скончалась. Мать подала в суд на всех врачей, кто хоть как-то был связан с лечением дочери. В 2017 году в отношении медработников было возбуждено уголовное дело, а в сентябре 2020 года его прекратили. Однако 30 октября дело возбудили вновь. В этот раз мать умершей женщины подала заявление только на двоих медработников – Арсентьева Н. и Пятигор А., которые обвиняются в превышении должностных полномочий. Врачи не согласны с обвинением. Чтобы прекратилось уголовное преследование, они начали выходить на одиночные пикеты у прокуратуры и обратились в СМИ.
Об этом сообщил «progorodsamara.ru».
В редакцию портала progorodsamara.ru обратились врачи самарской скорой помощи, они просят рассказать историю пятилетней давности, которая в этом году вновь начала набирать судебные обороты.
Как стало известно журналисту progorodsamara.ru, в 2015 году врач скорой медицинской помощи Арсентьеву Н. и старший диспетчер Пятигор А., а также еще некоторые самарские фельдшеры попали в непростую ситуацию с вызовом к больной 37-летней женщине Иванченко М.
По материалам дела следует, что 19 октября 2015 года в скорую поступил вызов в социальный приют на улице Мостовая, д. 15 в Самаре. В тот день, скорая зафиксировала отказ от госпитализации больной женщины. На следующий день, 20 октября 2015 года, бригада скорой помощи вновь выехала на вызов к Иванченко М. Однако в это же время, когда бригада направлялась на вызов в соцприют, поступил сигнал об оказании помощи больному, который находился на улице. По регламенту Минздрава России, бригада скорой помощи может быть перенаправлена с одного вызова на другой, в зависимости от загруженности и расположения от места вызова.
– Все вызовы делятся на экстренные, срочные и неотложные. Экстренные – это все чрезвычайные ситуации, уличные и общественные места, в случае нахождения без сознания. К срочным вызовам относятся все сердечные, с нарушением мозгового кровообращения, с инсультами и подозрениями на инсульт, аритмия, инфаркты и т.п. К неотложным вызовам относятся все другие вызовы, когда нет опасности для жизни, – предписано в регламенте. – Все уличные вызовы, где вызывающий сообщает, что человеку плохо, и не дает никакой конкретики, что именно плохо, являются экстренными вызовами. На них, по приказу Минздрава, бригада скорой едет в первую очередь, т.к. на улице человек не защищен, один. Даже если при выезде на уличный экстренный вызов оказалось, что на улице находится человек, которому оказание экстренной помощи не требовалось, но звонивший, тем не менее, сказал, что человеку плохо на улице, этот вызов все равно будет по приказу, считается экстренным и на него будет перенаправлена любая бригада скорой, которая находится вблизи места вызова, даже если и она едет тоже на экстренный вызов.
Таким образом, бригада, которая направлялась к Иванченко в соцприют, была перенаправлена на уличный вызов, позже, первая освободившаяся бригада скорой была направлена на адрес к больной Иванченко в социальный приют.
Вызов к Иванченко поступил на «парализацию», на тот момент фельдшер социального приюта оказывала помощь больной, реанимация не требовалась. Когда первая освободившаяся бригада прибыла к Иванченко, она была в тяжелом состоянии, требовалась реанимация и госпитализация в больницу Пирогова. Был поставлен диагноз «острое нарушение мозгового кровообращения, сопор». Когда врачи скорой зашли в палату в соцприюте, где лежала Иванченко, они увидели, что женщина была без сознания, с закрытыми глазами и на раздражители не реагировала. Медбрат скорой снял электрокардиограмму – инфаркта не было, было выявлено состояние комы. Врачи скорой помощи не смогли обеспечить внутривенный доступ, чтобы транспортировать её в стационар, так как пациентка страдала ожирением. Поэтому была вызвана реанимационная бригада. На момент прибытия реанимации, состояние пациентки оценивалось уже как крайне тяжелое и не стабильное.
По словам врачей, которые обратились в редакцию progorodsamara.ru, Иванченко М. умерла в больнице имени Пирогова на следующий день. Мать умершей пациентки не смогла смириться с потерей дочери и через некоторое время подала на всех врачей, которые хоть как-то были связаны с этим вызовом, в суд. Через пару лет, в 2017 году, в отношении врачей было возбуждено уголовное дело.
После смерти Иванченко было проведено 3 судмедэкспертизы, которые установили отсутствие причинно-следственных связей виновности сотрудников скорой медицинской помощи Самары в смерти Иванченко. По постановлению врачей погибшая имела ряд хронических заболеваний и являлась инвалидом 1 группы.
Журналист progorodsamara.ru изучил архивные материалы по делу Иванченко М. и выяснил, что в 2011 году её мама уже шла на конфликт с самарской медициной. Тогда женщина пришла на программу Малахова на первом канале и на всю страну обвинила самарских врачей в бездействии в отношении своей дочери. Тогда женщине предложили переехать в Москву и лечить свою дочь у столичных медиков. Семья Иванченко продали квартиру в Самаре и переехали в Москву. Однако через некоторое время они были вынуждены вернуться обратно в Самару, а на момент смерти Иванченко М., они являлись лицами без определенного места жительства. Именно поэтому погибшая была часто на попечительстве ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию», то есть социального приюта. Откуда в последствии была направлена врачами скорой помощи в больницу имени Пирогова.
3 сентября 2020 года следователь подписал постановление о прекращении этого уголовного дела, в связи с отсутствием состава преступления. Однако 30 октября 2020 года уголовное дело было возбуждено вновь, только теперь в обвинении фигурируют только два врача, работавшие в тот день.
Исходя из постановления, которое оказалось в распоряжении редакции progorodsamara.ru, установлено, что Арсентьева Н. и Пятигор А. обвиняются в превышении должностных полномочий. Наш собеседник считает, что это постановление необоснованно, так как её привлекают в качестве обвиняемой без учета заключения судмедэкспертизы.
«Все три экспертизы, которые были сделаны на протяжении пяти лет, со дня смерти Иванченко М. доказывали, что вины скорой помощи не было, – говорит Арсентьева. – Новая экспертиза была проведена 26 октября 2020 года, однако она не учитывалась при вынесении нового постановления».
Как говорит врач Арсентьева Н., после инцидента в 2015 году, Пятигор А. вынуждена была уйти на пенсию. Но на протяжении пяти лет её постоянно допрашивали сотрудники следственного комитета, от этих переживаний Пятигор А. окончательно подорвала свое здоровье.
«Все 5 лет проведения следственных действий нам, врачам, не дают работать. Сейчас вручили повестки вызова в СУ СК по Самарской области на целый месяц, ежедневно, кроме субботы и воскресенья», – возмущается врач скорой помощи.
Сейчас врач скорой помощи, против которой выступает мать погибшей Иванченко, наняла адвоката на защиту своих прав. Портал progorodsamara.ru выяснил его мнение по поводу этого дела.
«Защита считает, что состава преступления нет в настоящем случае. Так, на предмет причастности ранее к совершению преступления наша подзащитная наряду еще с 32 свидетелями была тщательно проверена органом следствия, – говорит адвокат обвиняемых врачей. – Проведены следственные действия: неоднократный допрос в качестве свидетеля, многочисленные очные ставки с участниками уголовного судопроизводства, психофизиологическое исследование с использованием полиграфа, иные следственные и процессуальные действия».
По словам адвоката, в любом составе преступления должна быть установлена причинно-следственная связь от конкретных действий (бездействий) предполагаемого виновника преступления и общественно-опасными последствиями, в данном случае смерть Иванченко М. Экспертами установлено, что она умерла от тяжелейшей формы заболевания, не в день оказания услуг скорой помощи, и тем более, не от действий врачей Арсентьевой Н. или Пятигор А. Их виновность не установлена.
Стране нужен каждый специалист, каждый врач, санитар или медсестра. А вместо благодарности за их труд и отверженность, их обвиняют во всех смертных грехах, говорит адвокат.
По обвинению, предусмотренному статьей 286 части 3 УК РФ, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
По данным «idelreal.org», врачу пришлось выйти на одиночный пикет, чтобы наконец-то остановить уголовные преследования.
24 ноября у здания областного Следственного комитета стояла председатель первичной организации профсоюза «Действие» самарской городской станции скорой помощи Татьяна Рыбина. 25 ноября к зданию областной прокуратуры вышла врач Наталья Арсентьева. В руках она держала плакат с текстом: «Иванченко, прекрати преследовать скорую помощь. Нам нужно людей лечить».
После одиночного пикета у здания прокуратуры сотрудники ведомства пригласили Наталью Арсентьеву написать надзорную жалобу.
Профсоюз «Действие» попросил подключиться к решению проблемы необоснованного уголовного преследования медиков самарской скорой помощи всех гражданских активистов, представителей политических партий и общественных движений. Наблюдавшие за акцией протеста самарцы поддержали это требование.
Сообщение Сотрудники самарской «скорой» пять лет борются в суде за невиновность в смерти пациентки появились сначала на Медицинская Россия.