АЛЕКСАНДРОПОЛЬСКИЙ ДОГОВОР-2: ТУРЕЦКИЙ СИМВОЛИЗМ
То, что символика, которая порой переходит в суеверие, глубоко сидит в сознании широких масс турецкого и азербайджанского населения, ни для кого не секрет, и констатацией данного явления мы некого не удивим. Но трансформация символики образа народного мышления в дорожную карту государственной политики эрдогановской Турции - актуальная повестка мировой геополитики.
НЕ БУДЕМ РАССМАТРИВАТЬ МУТНЫЕ ПРИТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ Р.Т.Эрдогана политиком местного, регионального, а далее и мирового масштаба, сравнивая его с диктаторами прошлого, которые закончили свою карьеру (а порой и существование), мягко говоря, печально. Но мы не имеем права игнорировать нынешний взрыв агрессии турецко-азербайджанского альянса в отношении всех армян в виде 44-дневной войны на территории Арцаха и не увидеть связи между действиями Анкары и Баку, отдающих дань этой символике.
В частности, 27 сентября 2020 г. Азербайджан при поддержке Турции начал наступательные действия против Арцаха, которые довел до широкомасштабной войны. Следует отметить, что ровно 100 лет тому назад, 24 сентября 1920г. Армения подверглась нападению кемалистской Турции, которая переросла в широкомасштабную войну и длилась чуть более двух месяцев. Армяно-турецкая война 1920 года закончилась подписанием 2 декабря того же года Александропольским договором. Данный договор был подписан в ночь со 2 на 3 декабря (запомним день и месяц) представителем уже несуществующей дашнакцаканской Армении Александром Хатисяном, так как уже с 29 ноября Армения была советизирована и власть в Армении была советской.
Не будем вдаваться в подробности данного “Мирного договора между Турцией и Арменией”, только констатируем, что в состав Турции по итогам договора перешли города Артвин, Ардаган и Карс, населённые преимущественно армянами, которые в результате подверглись гонениям турецких властей. Репрессиям подверглись и русские переселенцы-молокане, которых турки объявили “пятой колонной” Москвы за отказ от всеобщей мобилизации в ходе борьбы с греческой интервенцией. Согласно этому договору, в состав Турции должен был войти и Зангезур, который благодаря Нжде армянской стороне удалось сохранить за собой. "Потеря" Зангезура для кемалистской Турции стала тогда шоковым событием, так как обрывалась прямая дорога из Турции в Среднюю Азию, и мечты о завоевании этого региона у турок сохранились до сегодняшних дней.
ПЕРЕЙДЕМ В НАШИ ДНИ. По итогам боевых действий от 27 сентября по 10 ноября 2020 г. после подписания документа Азербайджану будут переданы не только прилегающие территории, но и значительная часть Нагорного Карабаха. Т.е. в регионе такая же ситуация, как сто лет назад, и турецко-азербайджанский тандем прилагает все силы, чтобы удушить Армению и заполучить максимум в Закавказье.
Сегодня уже ряд информационных порталов пишут о скоплении турецких войск непосредственно на границе Армении, в городе Игдир. Зачем Турции столь приближаться к границе в такое напряженное время?
Стоит учитывать факт, что 1 декабря армянские силы должны полностью освободить территории, которые будут переданы Азербайджану. Интересное совпадение! Именно 1 декабря, как и 100 лет тому назад! Однако, спустя несколько дней после подписания документа уже происходят провокации в Арцахе, которые затрудняют вывод оттуда армянских войск, и возможно, Армения не успеет освободить эти территории именно до 1 декабря. Вопрос: как мы встретим 2 декабря?
Напомним также недавнее высказывание турецкого военно-политического руководства, которое было сделано в адрес Армении, о том, что если армянская сторона нарушит договоренности по Карабаху, то получит сокрушительный удар и урок.
И опять же следует апеллировать к истории, вспоминая события 2 декабря 1920г., когда армянская уже не действующая власть (правительство Симона Врацяна) подписала Александропольский договор, согласно которому Армении осталась 12.000 квадратных километров территории, напомним, опять-таки без Зангезура.
НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО ТУРЕЦКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТАНДЕМ, опять же по символике, спустя 100 лет попытается "восстановить справедливость" и оставить Армению в пределах территории по Александропольскому договору. Отсюда и объяснение настырности эрдогановской Турции, с которой Анкара пытается залезть в трехсторонний договор между Москвой, Ереваном и Баку, обеспечивая присутствие ВС Турции на территории Азербайджана (зона конфликта и Нахиджеван). А в дальнейшем Эрдоган попытается отрезать Зангезур от Армении и через Нахиджеван и Азербайджан обеспечить непрерывную связь со Средней Азией.
Трудно верить в то, что глава такой региональной державы, как Турция, может настолько полагаться на суеверие и мистицизм, в результате выстраивая свои политические шаги по примеру турецких султанов и последующих руководителей. Однако, последние совместные учения и маневры ВС ТР и АР, нынешнее усиление группировки турецких войск на границе с Арменией, а также недовольство Эрдогана по поводу достигнутого трехстороннего соглашения по Арцаху свидетельствуют о том, что Анкара считает конфликт на данном этапе незавершенным.
Стоит ли надеяться на Россию, которая сегодня, как и 100 лет назад, решает свои вопросы с Турцией за счет армянских территорий? Время покажет, а пока у нас впереди важные, ответственные, исторические две недели, и от того, как мы их проживем, будет зависеть не только наша жизнь, но и судьба всей Армении.
Владимир МАНУКЯН