Госпром: как строили один из первых советских небоскребов
Первый «социалистический» небоскреб был построен не в Москве, и даже не в РСФСР. Впечатляющее здание из стекла и бетона воздвигли буквально близ границы с буржуазной Европой, в украинском Харькове.
Госпром: каким получился первый советский небоскреб и как его строили?
Утереть нос «западу»
Почему первое масштабное здание задумали строить в Харькове? Столицей советской Украины изначально был Харьков, а не Киев.
Улицы Харькова отчасти напоминали европейские — здесь всегда царила смесь архитектуры. Глиняные украинские хаты соседствовали с образцами старинной архитектуры. Но советская власть хотела создать что-то по-настоящему новое. Здание, которое бы удивило Европу и Америку.
Практический смысл в строительстве также был. Население города разрасталось, подходящего места, где можно было бы разместить все городские и управленческие службы, попросту не было.
Был объявлен конкурс на проектирование — в нем участвовали 19 специалистов. Известный украинский архитектор Бекетов был отвергнут — он уже и так много «настроил» в Харькове. А ведь нужно было нечто новое, удивительное. Конкурс выиграли архитекторы из Ленинграда — Серафимович, Кравец и Фельгер.
«Незванный» Госпром и «железный» Феликс
Официально здание назвали «Дом Государственной промышленности». А еще проект прозвали «Незванный гость», потому что место, где нужно было воздвигнуть небоскреб, окружали старые хаты.
Контроль над процессом строительства взял сам Феликс Дзержинский.
Сначала все делали вручную — копали землю, вывозили ее на лошадиных повозках. Но уже вскоре Павел Роттерт, назначенный главным инженером, смог ускорить процесс. Была введена техника в том виде, в котором это было возможно по тем временам. И строительство продлилось всего три года — с 1925 по 1928 год.
История Госпрома — «до» и «после»
Появление Госпрома было триумфальным — бетонное здание состояло из нескольких башен, соединенных переходами. Олесь Гончар называл корпуса небоскреба «солнечными». Остекление создавало особый эффект — фасад сиял.
Цифры впечатляли — 9 тысяч тонн металла и 40 тысяч квадратов стекла. Высота Госпрома составила 63 метра, цемент доставляли тысячами вагонов. Ну а обошлось все это великолепие в 9 миллионов рублей.
Цели были достигнуты. Теодор Драйзер и Анри Барбюс восхитились новым образцом советской архитектуры. Творение получило мировое признание.
Но все же Госпром был не только проектом тщеславия. Стройка дала вдохновение и новый опыт. Инженеры, которые строили Госпром, позже участвовали в других значимых стройках — Московское метро, Днепровская ГЭС.
Во время оккупации фашисты готовы были взорвать здание — но не успели. На первом этаже у немцев была конюшня, а в коридорах бегали обезьяны, которые сбежали из зоопарка.
Но здание все равно пришлось неоднократно реставрировать. И когда в 2000 году поменяли стеклопакеты — архитектурный замысел был нарушен. Поэтому Госпром не вошел в список Всемирного наследия Юнеско.