Ничего личного, просто геополитика: Карабахский опыт для Донбасса
То, о чём раньше говорили эксперты, аналитики и знатоки карабахской войны, стало явным
Российская Федерация не стала вмешиваться в конфликт на стороне Армении по причине того, что Ереван так и не признал независимость Нагорного Карабаха. Соответственно, несмотря на то, что Азербайджан пользовался непосредственной поддержкой Турции, Москва не стала вступать в войну, так как международное право и соглашение об ОДКБ не предполагали такого исхода событий. В данном случае Россия поступила исключительно согласно международным документам.
Интервью Путина
Официальная позиция Кремля читалась и ранее, но когда её озвучивает глава государства, любые сомнения отпадают. Владимир Путин дал интервью журналистам ВГТРК, в котором вся беседа строилась вокруг конфликта в Нагорном Карабахе. Красной нитью шёл тезис о непризнании НКР Арменией. Несколько раз президент России упоминал этот факт, а в конце интервью подчеркнул главную причину, почему российские военные не приняли участие в войне на стороне армянских подразделений.
«Армения же не признала независимость и суверенитет Нагорного Карабаха. Это означало, с точки зрения международного права, что и Нагорный Карабах, и все прилегающие к нему районы являлись являются неотъемлемой частью территории Азербайджанской республики.
Договор ОДКБ «О коллективной безопасности» предусматривает взаимную помощь в случае агрессии в отношении территории страны-участницы этого договора. На территорию Армянской республики никто не покушался. Это не давало нам никакого права принять прямое участие в этих боевых действиях», — ответил Путин на вопрос журналиста об обязательствах стран-участниц ОДКБ.
Следовательно, Кремль не нарушил своих обязательств перед Арменией. Выходит так, что Ереван не вправе утверждать, что Россия бросила его один на один с более грозным соперником и его ещё более могущественным союзником.
А что же с Донбассом?
Так или иначе, несмотря на множественные отличия ситуаций в НКР и ЛДНР, невольно приходится проводить аналогии, представлять, что может случиться, если украинское государство всё-таки решится на попытку повторить азербайджанский опыт.
На эту тему в своём Telegram-канале рассуждает основатель батальона «Восток» Александр Ходаковский. По его мнению, если следовать логике интервью Владимира Путина, то Крым защищён признанием Сирией, Афганистаном, Венесуэлой, Арменией. Но о Донбассе такого сказать нельзя.
Ходаковский упомянул, что в своё время могло состояться признание ЛДНР Сирией, но в конечном итоге этого не произошло.
«А как с нами? А мы признаны Южной Осетией, которая признана Россией, — это идёт в зачёт? Были попытки договориться с Асадом о признании, и попытки удачные — Асад дал своё согласие. Но дальше дело не пошло…
Хочется верить, что причина нашего непризнания в том, что мы слишком «маленькие», как сказал некогда Владислав Сурков. Если уж признавать, то, как минимум, в границах прежних областей», — написал Ходаковский.
В своём предыдущем материале, посвящённом примеру Нагорного Карабаха для Донбасса, я вспоминал пятидневную войну в Южной Осетии, которая должна быть отрезвляющим фактором для «партии войны» в Киеве. Этот же пример вспомнил в интервью Владимир Путин.
«В своё время после преступных, без всякого сомнения, действий бывшего грузинского руководства — нанесения ударов по нашим миротворцам в Южной Осетии — Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии», — напомнил российский лидер.
Это, конечно, косвенно, но даёт возможность сделать вывод, что Россия может и не следовать дословно букве международного права. Формальным поводом для принуждения Саакашвили к миру была атака на российских миротворцев. Но даже в этом случае Москва могла себя повести, как это было сейчас с Арменией, но Кремль не стал оставаться в стороне, и российские подразделения дали отпор грузинским агрессорам.
Данный случай вновь отсылает к событиям, которые привели к власти Никола Пашиняна. В Москве никто не забыл о майдане в Ереване и лозунгах, которые озвучивали митингующие. В связи с этим — исключительно дотошное следование всем международным документам. Ничего личного, просто геополитика.
В Донбассе учли опыт Нагорного Карабаха
Но всё же в Донбассе опыт карабахского конфликта дал повод задуматься, в том числе об обороне на случай обострения конфликта со стороны ВСУ.
Военный корреспондент ВГТРК Александр Сладков в своём Telegram-канале после того, как также порассуждал на тему повторения ситуации НКР в ЛДНР, сообщил, что силовые структуры Республик принялись к укреплению второй линии обороны на случай агрессии со стороны украинских подразделений. По информации репортёра, на линии соприкосновения сторон конфликта в Донбассе вновь начались перестрелки, вопреки официальным заявлениям.
«Так ли заморожен конфликт? По-моему, нет. На фронте реально стреляют. То ли киевская власть опять выдала своим военным индульгенцию на стрельбу, либо военные забили на Зеленского болт, или же закончился срок каких-то внутренних украинских эмбарго на ведение огня…
И, пару слов о защите Донбасса. Учитывая Карабахский опыт, за создание второй линии обороны теперь взялись Народные милиции. Вот тут появился и бетон, и брёвна, инженерная техника. И учения начались: МВД, МЧС, Минздрав и т.д. (отражение украинской агрессии). И весьма подготовленные части в Народных милициях есть: вот, на днях я видел, как поднимается по учебной тревоге ОДНА ГРУППА разведывательного батальона «Спарта» в Донецке», — рассказал Сладков.
Кроме того, Сладков уверен, что Россия не останется в стороне, что может привести к тому, что Республики Донбасса могут выйти на границы бывших Донецкой и Луганской областей. В связи с этим, если вспомнить предположение Ходаковского насчёт размера ЛДНР, этот факт и обострение конфликта из-за действий киевских властей могут стать причиной долгожданного признания со стороны Российской Федерации. Благо, прецеденты в современной истории есть.
Денис Григорюк, Аналитическая служба Донбасса
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки