Звезды фигурного катания в Казани: чего боялась Косторная и получился ли аксель у Трусовой
В Дворце спорта стартовал самый представительный турнир по фигурному катанию для Казани за многие годы
В Казани открылся четвертый этап Кубка России. Из-за пандемии этапы Гран-при проходят в усеченном формате национальных стартов, и именно российские соревнования стали ключевыми турнирами сезона. Казанский этап пока что самый представительный — уже в первый же день на лед вышли чемпионка Европы Алена Косторная и гений четверных Александра Трусова. После короткой лидирует Косторная, и победа ее очень удивила. Фигуристка была уверена, что судьи не будут к ней так благосклонны, как раньше к Тутберидзе.
ПОЧЕМУ ЭТАП НЕ ПРОШЁЛ НА «ТАТНЕФТЬ АРЕНЕ»
Вокруг казанского этапа ходило много не только спортивных, но и организационных интриг. К составителям календаря была справедливая претензия — почему соревнования девушек, самый рейтинговый и зрелищный вид, не оставили полностью на выходные? Короткая программа в воскресенье, но произвольная — в понедельник. Такая расстановка не позволила приехать в Татарстан многим любителям фигурного катания в формате тура на уик-энд.
Причина — загрузка арены. На субботу был назначен матч «Барса» в ВХЛ. Удивительно, конечно, почему турнир с участием двух сильнейших фигуристок мира должен подстраиваться под график матчей ВХЛ, но в этом виновата, скорее, сама Федерация фигурного катания России — окончательный формат и даты соревнований назначили заметно позже, после того, как руководство ледовых арен уже расписало свой график. Даже во время пандемии он плотный, тем более на осень перенесли многие мероприятия карантинной весны.
По той же причине этап не приняла более вместительная «Татнефть Арена». По словам министра спорта Татарстана Владимира Леонова, были все шансы и планы провести там турнир с участием Трусовой и Косторной. Но если бы это проработали за год. «В этом году площадка уже была зарегистрирована, нужно было бороться с КХЛ за перенос матчей, к тому же концерт Гагариной (Полины — ред.) был, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Леонов. — Если бы где-то за год начали планировать, то сделали бы. Теоретически и технически это возможно. Сейчас думаем, как провести в „Татнефть Арене“ Кубок в следующем году, с федерацией уже на этом старте обсуждаем дальнейшие планы».
Во дворце был аншлаг, но сложно сказать, говорит ли это о повышенном зрительском интересе. Всего в продаже было 1300 билетов на каждый из соревновательных дней. Уже к вечеру воскресенья закончились билеты на места на короткую или произвольную программу у девушек, но есть ощущение, что они могли бы собрать ещё больше зрителей на более крупной арене. Выяснить это наверняка уже не удастся.
Турнир, тем не менее, представительный, как никогда. На него приехали все основные фигуристки команды Евгения Плющенко — Алёна Косторная и Александра Трусова, которые перешли летом из группы Этери Тутберидзе вместе с тренером Сергеем Розановым. Также участвовала Станислава Константинова, закреплённая за другим тренером Алексеем Волковым, так что весь штаб Плющенко прибыл в Казань. Этери Тутберидзе была представлена юниоркой Майей Хромых, которая в итоге заняла третье место. Сопровождал её один Сергей Дудаков. Сама Тутберидзе и хореограф группы Даниил Глейхенгауз остались в Москве.
ТРУСОВА ДОВЕЛА НА ТРЕНИРОВКАХ АКСЕЛЬ ДО СОВЕРШЕНСТВА
На трибунах были как казанские зрители, так и приезжие. Болельщиков из других городов было очень много, в основном среди них встречались, естественно, поклонники Трусовой и Косторной. Обе группы обзавелись красивыми плакатами с единым дизайном, с которым, видимо, фанатам помог Первый канал, включавший их в эфир после прокатов фигуристок для красивой картинки.
Казанские болельщики в основном ждали Трусову. «Сегодня будут четверные?» — спрашивали друг друга зрители, очевидно, не слишком часто посещающие соревнования по фигурному катанию. По правилам на женских соревнованиях квады в короткой запрещены, поэтому шквал из четверных от двукратной чемпионки мира стоит ждать уже в произвольной.
В короткой Александра презентовала другой сверхсложный прыжок — тройной аксель. И вновь с ошибкой — степ-аут на приземлении. Пока что чисто этот элемент ей не удавался ни разу. «Не знаю почему так вышло. На тренировках этот элемент уже удаётся практически идеально, минимальное количество ошибок. Напрыгала аксель уже даже лучше чем четверные», — сказала Трусова в микст-зоне. Прокат в целом был немного сырым, видно, что над формой ещё нужно работать, но в целом спортсменка с каждым стартом всё меньше напоминает себя эпохи «Самбо-70». Нет уже той откровенно корявой юниорки со слабым скольжением.
Плющенко действительно открывает новые грани молодого гения, при этом не забывая и о технике. Недавно Трусова выучила ещё и четверной риттбергер и совсем скоро покажет его на старте. «Как только — так сразу. Я хочу как можно раньше», — признаётся она.
КОСТОРНАЯ ДУМАЛА, ЧТО СУДЬИ НАКАЖУТ ЕЁ ЗА ПЕРЕХОД К ПЛЮЩЕНКО
Судя по всему, конфликты Трусовой с Плющенко из-за неожиданного перехода Косторной давно в прошлом — она очень спокойно с ним общалась, а сам Евгений всем видом показывал волнение за результат спортсменки. При этом с другими тренерами «Ангелов Плющенко» — Сергеем Розановым и Александром Волковым она ощутимо держала дистанцию. До словесной перепалки не дошло, но напряжение чувствовалось.
Перед стартом Плющенко был больше занят Трусовой, а с Косторной тем временем был Розанов. Он излучал уверенностью и говорил, что его подопечная в неплохой форме, если учитывать все сложности. А их действительно много: помимо сорванной переходом предсезонки Алёна две недели назад сменила коньки, а значит начала накатывать программы, по сути, заново.
Как мы, кстати, и писали, Алёна до последнего не прыгала тройной аксель. Работу над ним, как она призналась сама в интервью после проката, начали всего три дня назад, и было всего несколько близких к успеху попыток. Поэтому тренеры попросили её не прыгать аксель, тем более падение в короткой фатально, а как будут в целом оценивать Косторную после смены команды, до последнего оставалось большой загадкой.
При Этери Тутберидзе Косторная была фигуристкой практически с самыми высокими компонентами и одной из лучших технических баз. Такая лояльность от судей помогала ей обходить ту же Трусову, несмотря на меньшую базовую стоимость программ. И Алёна очень боялась, что после перехода к Плющенко таких высоких оценок у неё больше не будет.
«У меня был давно этот страх, ещё с самого момента перехода, — призналась Косторная. — Говорят же повсюду — предательница, кинула тренера… Как бы если были конфликты, то любой человек ищет куда лучше ему пойти. Но это не значит, что я не благодарна своим предыдущим тренерам! Я же не обязана с ними всю жизнь была работать. Да, может, немного некрасиво вышло, мне поставили программы, и я ушла. Но это жизнь, так бывает… Конкретно моей вины в этом не было».
Алёна рассказала, что после контрольных прокатов ей дали распечатку с баллами и там судьи откровенно придирались к каждой помарке, и итоговая оценка была не очень высокой (публике баллы после контрольных прокатов не показывают). В Казани же она набрала 78 баллов и обошла Трусову, хотя не делала тройной аксель и в целом показала точно не выдающийся прокат. Каскад тройной флип+тройной тулуп она сделала с ошибкой на выезде (степ-аут), а также недодержала как нужно ключевое вращение.
Но учитывая тот факт, что программу с тройными прыжками Алёна начала накатывать всего две недели назад, даже такой прокат — это настоящий подвиг. «Первую неделю только лёд начинала чувствовать, про прыжки страшно было даже говорить — я в одну сторону еду, коньки в другую. Как котопёс, — вспоминала Косторная. — Более-менее прыгать программу стали только ближе к старту, собирать программу целиком сразу не могли, это была бы большая нагрузка на сердце. Нельзя долго не катать, а потом резко начать. Так что работаем, но потихоньку».
Для итоговой победы Косторной такого набора, конечно же, не хватит — даже с теоретически возможными ошибками набор четверных Трусовой слишком масштабен. Но вряд ли Алёне сейчас стоит рисковать здоровьем и ради первого места прыгать тройной аксель во что бы то ни стало. Понимает это и сама фигуристка. «Мне главное было начать соревноваться. Я попробовала — и вроде даже что-то получилось», — пошутила она.