«На повороте наших лет…»
Понятно, что если наших работающих киргизских соотечественников в Москве численно больше, чем в столице нашей родины, то они начинают учить киргизскому языку россиян, начиная с самого превысокого уровня.
Не понятно, почему это нельзя делать у себя дома, для своих кровных собратьев.
Может наши, те, кто в центре России, начинают приобщение к русской культуре с одного из самых лучших национальных поэтов, С. Есенина, который не зря же написал: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи?» Если не получается в наших близях, они что ли пробуют в их далях? В недалеком прошлом ни один претендент в президенты не показал на экзамене стопроцентного знания родного языка. Что говорить об остальных, грешных?!
Закрадывается еретическая мысль: «Может у нас раз за разом в смене политверхушки виновен язык. Предшествующие властители неумов, конечно, не знали Его, вечного, раздольного, первоосновы культуры, объединяющего племена в один единый народ. Не случайно, называется «великим и могучим» любой, что русский, что киргизский». Только знать его надо в совершенстве, любя, как женщину, оберегая, как Родину. Это не пафос, а наблюдение, как можно выучить родной язык. Не для папы с мамой, не для учителя-преподавателя, а для себя, так как никто это за тебя сделать не может. Жениться – может, работать – может, деньги копить – может, а язык выучить – нет. Кто выучил – того и язык.
Есенин, как известно, писал и посвящал, свои строки женщине, так и называл: «Письмо к женщине».
Кто «нас на бабу променял …, сам на утро бабой стал» написано еще раньше. Песня о лихом казаке, но может стоит заняться родным языком, не обложить, а обложиться книгами киргизских писателей и читать…И день, и два… И не… в чужой монастырь». Может устава нет потому, что в национально-религиозной традиции отсутствуют монастыри.
«Не виноватая я, он сам пришел». Помните, так кричала исполнительница эпизодической роли в великолепной комедии.
Дома, хоть… назови. Можно и на родном. Зачем же в далеком государстве устраивать экзамен чиновнику высокого чина по родной речи. И так известно, они в вышине думают, что во всем доки. Вот домой все возвернулись, здесь и устраивайте экзамены, «хучь по письму, хучь по арихметике». А тут наши, да в Интернете, все что закипает да через край переливается на страницы, да обличать, да не своих, а тех, кто кредиты дает, да прощает их неотдачу…
Давно надо бы решить, населению (специально не использую святое слово «народ», которым все клянутся), что важнее, чтобы наш госязык стал их госязыком или не отдаваемые им выделяемые ими нам займы. Как решим, так и будет.
У тех, кто придумал себе новую работу, называясь общественными деятелями в том, что обделам «на ум (?) пришло» – мысль родилась, чтобы население скинулось юанями и отдало тем, для кого юани – валюта, всё, что бежавшие и сидящие брали, да не отдали. Вот напасть.
Ага!!! А идея-то совсем неплохая. Одни берут, другие отдают: помните, из философии «разделение труда повышает его производительность».
Недавно я услышал от начальственной дамы предложение: «Давайте Вы (то есть я) будете читать лекции, а я (то есть она) буду принимать экзамены, а ?!»
Все любят контролировать и поучать («чья бы…»). А вот, что-нибудь полезное, это уж сами…
Не будем говорить о грустном – о культуре. Чего нет, замещает барство. С детства родители и врачи пристают к ребенку: «Покажи язык!». Научился в младенчестве и продолжает уже неребенок. Хорошо бы в начале посмотреть прикрыта ли часть тела, на которой сидишь. Если она светится, то язык показывать – себе дороже.
Наши, простите за выражение, избранники порешили, что будут работать (?)бесплатно. Столько получили, что это бесплатное на несколько поколений их семей хватит. Вдруг, откуда ни возьмись, одна из них, встав в позу заявляет: «А я без зарплаты работать не буду!!!» Как будто, простите за грубое простонародное слово, она до этого работала. Всегда, хорошо заглянуть в книгу, не только, чтобы увидеть там… твоим мыслям и поступкам. А найти мысли, высказанные давно, до тебя. Например, вспомнить басню дедушки И.А. Крылова, зазубренную еще в школьные годы. В самое начало: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…». Решили бы, что делать на наши кровные. Деньгами (нашими) подкреплять свое безделье?
В каждом случае прежде, чем совершать «умные поступки», хорошо бы оборотиться на себя. Ну, недостаточно знания в языкознании министра. Это наше внутреннее дело. Зачем показывать загранице? Может он хороший семьянин, может примерно вел себя в детском саду? А, простите, народные, простите, избранники, они, например, вырастили новый сорт чего-то общественно значимого, капусты или другой культуры?
Как говорилось в одном произведении: «Скучно, девушки…»
…а вы говорите…
…Вот так и живем…