Призрак бродит по Америке
«А что будет, если Байден на Трампа налезет? Кто кого сборет?» — потирают руки любопытные.
«Главное, что демократия победит!» — отвечают истинно верующие.
Мне же интересно другое: как подействует волшебное зелье. Какое? Об этом чуть позже. Пока же взглянем на образец либерального преклонения перед непогрешимой Америкой — колонку в блоге Бориса Вишневского «Меткий удар по заносчивой Вандербильдихе» на сайте радиостанции «Эхо Москвы».
Колонка эта интересна тем, что в ней собран весь набор аргументов, который сегодня, в 2020 году, еще остался у российских оппозиционных публицистов для продвижения тезиса об «американском величии».
Отвечая на инвективу главреда RT Маргариты Симоньян (в Штатах зафиксированы многочисленные нарушения, наблюдателей на участках нет, процесс голосования сложен и непрозрачен, СМИ врут, соцсети вводят цензуру против сторонников Трампа), Вишневский немедленно прибегает к своему главному и единственному доводу: куда вы прете, россияне, со свиным рылом да в калашный ряд?!
«Конструкторы «Жигулей» критикуют «Форд». Разработчики десятикилограммового отечественного «Эльбруса» указывают на недостатки макбука. Как там было про Эллочку-людоедку в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова? Платье, отороченное собакой, наносит заносчивой Вандербильдихе меткий удар», — путается в сравнениях Вишневский.
Дежурно дописав в постскриптуме, что сам-то он равнодушен к результату, верит в «страховочные механизмы» выборной системы США и рассчитывает на продолжение борьбы Вашингтона с «международными мерзавцами, тиранами и диктаторами», автор блога на «Эхе Москвы» замолкает в почтении к обделавшемуся господину.
Между тем соцсети уже наполнены графиками и процентовками голосов из ряда американских штатов. Эти свидетельства выглядят дико. Их словно нарочно создали, чтобы потрясти критиков Владимира Чурова. В них — непосредственные доказательства подтасовок, вбросов, фальсификаций в пользу Байдена. Можно было бы привычно списать все это на изощренную кремлевскую пропаганду, но она льется со страниц американских пабликов.
Разумеется, в комментариях после каждого такого доказательства собирается самодеятельный хор, исполняющий бессмертный хит «Вы не понимаете, это другое».
Иногда этот слаженный хор поддерживается специальными службами Facebook и Twitter, помечающими свидетельства как «ложную информацию». Неделю назад эти же цензоры вычищали из сетей публикацию New York Post о делишках Хантера Байдена под предлогом «разглашения конфиденциальной информации».
Однако главный результат выборов уже ясен, в нем сходятся как сторонники Трампа, так и его противники: американская демократия не выйдет из этой борьбы живой. Она принесена в жертву интересам кланов и краткосрочной политической целесообразности. Обе стороны, республиканцы и демократы, не готовы признать свое поражение и продолжат борьбу за власть на улицах и в судах.
Но это — результат для внутреннего потребления. Есть и другой, более важный, — для внешнего наблюдателя. Американской гегемонии пришел конец. Америка убила саму себя тем же средством, которое так долго применяла против других.
Америка, как доктор Воф-Ху из рассказа О. Генри, очень долго торговала по миру волшебным снадобьем. Оно лечило застарелый тоталитаризм, спасало от бедности и чистило исторические чакры. Называлось это средство «революцией достоинства».
То там, то здесь его удавалось продать. Действовало оно убойно. «Тиранов» — как рукой снимало. Правда, побочки были такие, что выжили не все, кто лечился. Демократия, приходившая на смену тирании, почему-то питалась человечиной, а от экономики оставались одни кости. Сама же «спасенная» страна становилась похожей на зомби из сериалов и начинала гоняться за теми, кто не хотел лечиться по передовым американским методикам, чтобы выжрать им мозг.
Я всегда знал, чем это кончится. Потому что верил в справедливость.
И вот, наконец, Америка подумала, что больна сама. Больна Трампом. А под рукой — зелье собственного изготовления. Разрекламированное ею же как лучшее средство от всего плохого.
Рука с чашей, правда, долго дрожала. Но ничего — за первым глотком пошел второй, потом третий, а там уже и вкус понравился.
Пей до дна, Америка! Ты многое мне дала. Ты дала мне тяжелые, болезненные уроки от Бжезинского и Киссинджера. Ты дала мне грезы — прекрасный Голливуд. Ты дала мне свой юмор и совесть — О. Генри и По, Лондона и Стейнбека, Брэдбери и Шекли. Я благодарен тебе за всё.
Жаль, что тебе самой ничего этого больше не нужно. Тебе почему-то больше не нужно ничего, кроме власти. Абсолютной власти. Власти называть черное белым, а белое — черным. Власти назначать правду и карать за неверие.
Пей свое зелье. Там то, к чему ты шла последние годы. Там то, что ты впихивала в остальной мир с чисто американской щедростью. Пей свою власть. Чистую, неразбавленную. Вырви из себя рыжего Трампа. Выблюй антисемита Мэла Гибсона. Оторви себе расиста Колумба. Отрежь неполиткорректных Джефферсона и Франклина. Сожги на кострах мужских шовинистов Лондона и По.
Сожги «451 по Фаренгейту» — это будет символично. Рви себя на части.
Нет, я не злорадствую. Просто я больше не могу смотреть на тебя, Америка. Мне тебя слишком жалко. Избавь себя и меня от мучений — пей до дна свое зелье и наслаждайся свободой от всего, что тебе не нужно, что тебя тянет в сложную, противоречивую, неоднозначную жизнь. Наслаждайся простотой и однозначностью.
Жри все, что сможешь догнать. Гонись в собственном доме за всем живым и превращай в мертвое. Когда мы встретимся с тобой в следующий раз, ты будешь уже другой.
Но это будет потом. А пока — пей.