Смерть и дива
О концерте Елены Стихиной в Зарядье
Впору благодарить судьбу-злодейку за закрытые границы: мы стали чаще видеть российских звезд, которые раньше были заняты западными ангажементами. В октябре столичную публику порадовала визитом знаменитая дива Мариинского театра Елена Стихина.
15 октября певица выступила в Новой опере на церемонии вручения премии «Casta Diva», открыв гала-концерт одноименной арией из «Нормы» Беллини. В этом году Елена стала лауреатом в номинации «Взлет». Номинация была введена в регламент премии в 2019-м, чтобы отмечать появление новых талантов и их успехи на российской и международной сцене. Первым певцом, победившим в этой категории, стал молодой тенор Богдан Волков, а в этот раз статуэтка досталась Стихиной.
За последние три года ее карьера действительно взлетела ракетой. В 2017-м Стихина, в тот момент солистка Приморского театра оперы и балета, с феноменальным успехом дебютировала на сцене Мариинского театра в роли Саломеи, и в том же сезоне была зачислена в труппу Мариинки. Затем последовали дебюты в операх Верди, Пуччини, Вагнера, Штрауса и Чайковского в ведущих оперных театрах мира и, наконец, крупный международный прорыв на Зальцбургском фестивале 2019, где певица исполнила заглавную партию в опере «Медея» Керубини. Летом 2019 года состоялось и первое выступление Елены Стихиной на фестивале BBC Proms в Лондоне.
В Москве разгорающаяся оперная звезда появляется нечасто. В январе 2020 она выступила в своей коронной партии Саломеи в постановке Новой оперы. В 2017-м дала сольный концерт в Большом зале консерватории. И вот 17 октября 2020 состоялся ее первый концерт в Зарядье, в сопровождении Госоркестра России им. Е.Ф. Светланова под управлением Александра Соловьева.
Концерт шел без антракта, но условно делился на два отделения: Малер (Адажиетто из Симфонии №5 и Пять песен на слова Ф. Рюккерта) и Штраус (Сюита из «Кавалера розы» и «Четыре последние песни» на слова Г. Гессе и Й. фон Айхендорфа). Программа неординарная и изысканная – музыка позднего романтизма, насыщенная философскими размышлениями, тонкими переживаниями и пряным ароматом увядающей прекрасной эпохи.
Концерт открыло Адажиетто Густава Малера – лирическая кульминация Пятой симфонии, «романс без слов», написанный для струнного оркестра и арфы. Под управлением Александра Соловьева, заменившего в этот вечер литовского дирижера Гинтараса Ринкявичуса, произведение прозвучало несколько сумрачно и сдержанно, словно оркестр никак не мог вдохнуть полной грудью.
Зато песни договорили всё, что не было сказано в Адажиетто, тем более, что эти произведения тесно переплетены между собой. Они были написаны в течение 1901-1903 годов, в самый счастливый период жизни композитора – время знакомства и женитьбы на Альме Шиндлер. Адажиетто композитор негласно посвятил будущей жене, ей же адресована песня «Если ты любишь за красоту...». А в песне «Я потерян для мира» композитор изобразил себя, отрешившегося от суетного мира и нашедшего убежище в счастливой любви и творчестве: «Я живу один в моем небе, в моей любви, в моей песне».
Елена Стихина наполнила песни легкостью, утонченностью и красотой. Ее богатый свежий голос переливался разными оттенками: то взмывал ввысь, превращаясь в световой столп, то растворялся в дымке легкой грусти.
Сюита из «Кавалера роз» – венок вальсов в духе XIX-XX веков, которые в опере Штрауса представляют мир старой Вены эпохи Марии Терезии; этот жизнерадостный анахронизм изящно украсил четырехчасовую музыкальную комедию. Оркестр играл эту музыку чарующе, нежно, яростно и эффектно, точно очерчивая ее прихотливые изгибы.
«Четыре последние песни», написанные Штраусом в 1948, за год до смерти, подводят итог, возвращая уставшую от странствий человеческую душу в лоно вечной природы. В последней музыкальной фразе песни «На закате» Штраус цитирует симфоническую поэму «Смерть и просветление», написанную им за 60 лет до этого, в 1889, замыкая круг, соединяя юность и финал жизни.
«Песни Штрауса – это мир музыкального драматурга в миниатюре», – заметил Эрнст Краузе. Последняя часть концерта действительно стала миниатюрным спектаклем. Правда, у Стихиной получилась не столько философская притча, сколько грустная поэтичная сказка. Здесь в полной мере проявился ее талант органично существовать на сцене и творить живые образы без костюма и реквизита. «Весна» – юная душа зачарованно оглядывается по сторонам. «Сентябрь» – задумчиво блуждает среди кружащихся листьев. Вот она прислушивается к пению скрипки в «Отходе ко сну», прощаясь и не желая проститься с миром. А в финальной песне «На закате» Елена повернулась спиной к залу и медленно удалилась вглубь оркестра, буквально парой движений создав зримый образ растворения в волнах музыки, смирения и прощания.
Сквозь радости и печали
Рука об руку был наш путь
В блужданьях своих устали,
Мы сможем теперь отдохнуть.
Фото предоставлены пресс-службой концертного зала «Зарядье»