Минэкономразвития направило в правительство стратегию низкоуглеродного развития энергетики до 2050 года
Москва, 25 окт - ИА Neftegaz.RU. Минэкономразвития направило в кабмин РФ документы из климатического пакета правовых актов, включая стратегию низкоуглеродного развития до 2050 г.
Об этом сообщили в министерстве со ссылкой на директора департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития П. Бобылева.
Тезисы:
- пакет могут принять к концу 2020 г.
- национальный план адаптации ранее уже был утвержден правительством.
- сейчас этот план реализуется Минэкономразвития с участием регионов и профильных министерств;
- Минэк РФ готовит методические инструменты для регионов и отраслей промышленности при оценке климатических рисков и подготовке планов адаптации.
- в ближайшем будущем проект соответствующего приказа разместят на официальном сайте министерства.
- сегодня климатическая повестка - неотъемлемая часть деятельности не только отдельных предприятий, но и целых отраслей промышленности.
- учет климатического фактора в корпоративных стратегиях уже сейчас - один из критериев устойчивого развития компании.
- для Минэкономразвития сейчас первоочередная задача - нахождение точек роста для экономики, которые позволят активизировать инвестиции, в том числе зеленые. Надо воспользоваться окном возможностей, которое связано с Парижским соглашением и новой климатической повесткой.
Собственно, новость - не новость.
Стратегию долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Минэкономразвития РФ анонсировало еще в марте 2020 г.Но вмешался коронавирус, и активность даже в низкоуглеродном развитии стала меньше.
В базовом сценарии предполагается снизить углеродоемкость российского ВВП на 9% к 2030 г.и на 48% к 2050 г. относительно текущего уровня.
Если учесть, что углеродоемкость РФ в выбросах CO2 (кг)/ВВП на душу населения (долл США) составляет около 1,2, то 48% или 0,58 кг CO2 (кг)/душевого ВВП (долл США) - это хорошо.
Но если учесть, что углеродоемкость Великобритании уже сейчас составляет 0,3 кг CO2 (кг)/ВВП (долл США), то сравнение будет не в пользу РФ.
По расчетам экспертов, при достижения ВВП на душу населения 15 - 20 тыс долл США величина углеродоемкости составит 0,35 - 0,45 кг.
России до этого показателя еще далеко, хотя во многих странах близки к этому показателю: Германии - 0,4 кг; Франция - 0,2 кг, США - 0,6 кг.
В мире с 1920х гг. наблюдается устойчивый тренд на снижение углеродоемкости, но в СССР, а затем и в России - тренд был, напротив, поступательный.
Радует, что в последние годы и в РФ наблюдается хотя бы не рост углеродоемкости экономики.
Осенью 2019 г. МинЭк РФ прогнозировал, что к 2035 г. углеродоемкость электроэнергетики в РФ будет в 2,5 - 3,5 раза выше среднемировой.
Конкурировать в мире с такой углеродоемкостью будет невозможно.
Что делать:
- развивать СЭС и ВЭС, по мощности генерации которых РФ отстает от стран Запада в 10ки раз;
- строить больше АЭС в РФ, а не за рубежом;
- строить больше ГЭС.
Декарбонизация
Декарбонизация и низкоуглеродная экономика - это европейский тренд:- в июне 2020 г. Германия утвердила Национальную водородную стратегию, утверждая, что водород - ключевой элемент для декарбонизации основных отраслей промышленности немецкой экономики;
- в июле 2020 г. Deutsche Bank анонсировал Обновленные Основы экологической и социальной политики, сообщив, что:
- прекращает финансирование новых нефтегазовых проектов в нефтеносных песках и Арктическом регионе;
- устанавливает новые ограничения на финансирование предпринимательской деятельности, связанной с нефтью, природным газом или углем.
- в 69м ежегодном выпуске Обзора BP Stats Review, опубликованном 17 июня 2020 г, BP утверждает, что победа над COVID-19 станет поворотным моментом в мире для достижения 0й эмиссии углерода к 2050 г;
- в ежегодном глобальном докладе BP - Статистический обзор мировой энергетики (BP Energy Outlook 2020), опубликованном 14 сентября 2020 г, анонсированы 3 сценария развития мировой экономики. Все сценарии предполагают рост доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и снижение потребления фоссильного топлива.