Загадочное явление – пропало население: Власти в недоумении
Правительство резко ухудшило прогноз убыли населения РФ. На фоне пандемии численность населения России в этом году уменьшится на 352 тысячи человек.
Ожидается, что в 2021 году количество населения снизится на 290 тысяч, в 2022-м – на 238 тысяч, в 2023-м – на 189 тысяч, а в 2024 году – на 165 тысяч. Население России будет сокращаться на протяжении четырёх лет, выход на прирост предполагается только в 2030 году. Суммарно население страны, согласно документу, за 2020-2024 годы уменьшится более чем на 1,2 миллиона.
Такие сообщения информационных агентств в конце прошлой недели не могли не вызвать резкой реакции в СМИ и телеграм-каналах, в социальных сетях и вообще в широком смысле в общественном мнении: 352 тысячи умрёт к концу года – это ведь целый большой город вроде Владимира или Нижнего Тагила. Как, почему? Куда смотрит правительство?! Надо что-то делать! Такое вымирание последний раз было только в лихие 90-е!
Займёмся подсчётом
Увы, как говорили мои коллеги на седом Урале, "память у журки (журналиста. – Ред.) как у рыбки". В правительственном сообщении действительно содержится очень горькая правда, но нет ничего неожиданного. Точнее, неожиданным оно выглядит, только если опубликовать данные впервые и в расчёте на сенсацию.
На самом деле о том, что от некоторого роста численности населения мы в среднесрочной перспективе перешли к депопуляции, известно далеко не со вчерашнего дня. Естественная убыль численности населения после всего-то трёхлетнего роста фиксируется в России с 2016 года, причем в 2017 году она составила 136 тысяч человек, в 2018 году – 224,5 тысячи.
Важный нюанс состоит в том, что надо различать естественную убыль населения (на сколько больше умерло, чем родилось) и общее сокращение численности населения. Так, несмотря на естественную убыль населения, в 2017 году общая численность населения России выросла, по данным Росстата, на 76 тысяч человек. А в 2019-м сократилась, но всего на 35 тысяч.
Причина такого, на первый взгляд, странного несоответствия очевидна: кроме рождений и смертей при подсчёте численности населения учитывают миграционные потоки.
С учётом их, при нормальном развитии экономической, политической и демографической ситуации, правительство прогнозировало в 2020 году сокращение численности населения на 158 тысяч человек. При составлении Единого плана по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года считалось, что это будет максимальным снижением численности населения, а рост начнётся уже с 2022 года.
Вот этот-то прогноз теперь правительство вынуждено было изменить: в 2020 году сокращение численности населения (с учётом миграции!) составит 352 тысячи человек, сокращение будет продолжаться до 2030 года.
При этом показатели смертности, естественной убыли населения, меняются, в общем-то, незначительно. Вот как выглядят данные Росстата за первое полугодие 2020 года: число умерших составило 946 тысяч 539 человек (за аналогичный период прошлого года – 918 тысяч 503 человека). Рост смертности за шесть месяцев 2020 года по сравнению с январем-июнем 2019 года составил 3,1%. Роль новой коронавирусной инфекции в этом росте довольно существенна. Так, в июне COVID-19 стал основной причиной смерти в 5448 случаях. Всего в России на утро 19 октября 24 366 скончавшихся от ковида.
Ау, правительство!
Легко увидеть, что, хотя в смерти нескольких десятков тысяч человек от новой инфекции ничего хорошего нет и эпидемия ещё не закончилась, говорить о катастрофической убыли населения, к счастью, не приходится. А вот о том, что, по мнению правительства, вся ситуация в стране, в том числе и демографическая, меняется к худшему, говорить вполне уместно. Также уместно задать вопрос: каким образом правительство собирается на это реагировать, какие изменения вносятся в планы работы? Делать-то что?
Повторю еще раз: в информации об изменении правительственного прогноза есть горькая правда, но нет сенсации. Одна констатация факта: условия неблагоприятные, смертность на фоне эпидемии растёт, миграция не в нашу пользу, численность населения сокращается. Однако реакция общества на это сообщение заставляет задать правительству неприятный, но совершенно необходимый вопрос: почему изменение прогноза (вызвавшего такой огромный интерес общественного мнения и настолько важного для национального самосознания) не сопровождалось заявлением на уровне руководства правительства?
Рост смертности за шесть месяцев 2020 года по сравнению с январем-июнем 2019 года составил 3,1%. Роль новой коронавирусной инфекции в этом росте довольно существенна. Фото: Софья Сандурская / АГН "Москва"
Информационные агентства выдали новость в сжатом виде, не разъяснив её. Это для них естественно. Но почему не было разъяснений информации на уровне Росстата или министерства экономики? Хотя бы элементарных: вот данные о смертности и рождаемости, вот по мигрантам, вот так и так – по таким-то причинам – ухудшается ситуация, ничего приятного, но паниковать нет причин? Граждане России – живые люди, к тому же травмированные ужасными событиями конца прошлого века. При сообщении типа "мы опять вымираем" возникает опасность паники. Раздувать панику есть кому – в интернете полно враждебных и грамотных, а также благонамеренных, но малограмотных комментаторов. Если для паники нет причин, об этом надо чётко сказать. Тем более что болезненное восприятие обществом демографической ситуации в стране не новость. И что данные о сокращении населения сказываются не только на "социальном оптимизме" населения, но и на рейтинге одобрения деятельности того же правительства. Да и президента страны. Вообще власти – в широком смысле слова.
Когда молчание не золото
Что следовало бы сказать?
Что есть проблемы сиюминутные, связанные с экономической конъюнктурой, а есть долгосрочные.
Что в случае с демографией имеют значение в основном последние.
Что правительство озабочено в равной степени двумя вещами. Ростом рождаемости, который оно пытается стимулировать (главный инструмент этого стимулирования – пресловутый "материнский капитал", причём, по решению президента, платят уже не только за второго, но и за первого ребёнка). И сокращением смертности, продлением срока жизни пожилых людей, созданием условий, при которых не умирали бы раньше срока люди среднего – трудоспособного – возраста.
Да, демографическая политика – это не только рождение новых людей. Тут как раз сделать можно не так уж много, потому что невозможно увеличить в стране количество женщин фертильного возраста, хотя и можно стимулировать их рожать больше одного ребёнка. Демографическая политика – это про рост уровня и качества жизни граждан, развитие здравоохранения, сокращение смертности от травм на производстве и в дорожных авариях, улучшение криминогенной обстановки. Демографическая политика – это продление жизни стариков.
Вот о чём должно было бы сказать российское правительство российскому народу одновременно с публикацией неприятного прогноза: да, по таким-то и таким-то причинам становится хуже. Мы предпринимаем меры! Вот что мы сделали за последний год и планируем сделать ещё. Вот какие изменения вносим во множество своих планов и документов...
В восприятии российского общества демографическая статистика – это показатель успешности или неуспешности работы власти. Власть должна ежедневно об этом помнить и соотносить своё заявление с общественной потребностью. Тем более что тот же антикризисный план, который был утверждён окончательно на прошлой неделе, имеет к демографическим вопросам самоё прямое отношение: если он удастся, восстановится экономика, возобновится и рост численности населения.
Неготовность объяснять обществу происходящее – слабое место правительства России. Слабейшее. Считать умеют, работать умеют. А вот рассказывать так, чтобы люди понимали и верили…
Тщательнее надо, ребята.