«Мусорная» реформа уперлась в деньги
Вернее, в их отсутствие.
Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин сообщил депутатам-единороссам, что ход «мусорной» реформы осложнила эпидемия. И когда россияне станут платить за фактически вывезенные бытовые отходы по уточненным тарифам — неизвестно: необходимые решения еще не приняты.
В преддверии правительственного часа в Госдуме, где предполагается обсудить ход реформы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), глава отвечающего за это направление работы ведомства в режиме видеоконференции пообщался с депутатами из фракции «ЕР».
Реформа, которая включена в нацпроект «Экология», должна была начаться в 2019 году по всей стране за исключением Москвы и Санкт-Петербурга (этим городам дали отсрочку до 2022-го), но до сих пор на новую схему не перешли ни Хабаровский край, ни Еврейская автономная область. Среди регионов, где дела плохи, министр назвал также Тыву, Ингушетию и Архангельскую область.
Но есть и «передовики»: Нижегородская, Тюменская, Ивановская, Саратовская и Ярославская области, Татарстан, Мордовия и Ямало-Ненецкий АО. Московскую область министр назвал «безусловным локомотивом»: «совершили прорыв в создании новой и экологически безопасной системы обращения с ТКО», построили 8 новых объектов инфраструктуры, рекультивировали 6 крупнейших полигонов и свалок, еще 10 — в процессе рекультивации…
Г-н Кобылкин констатировал, что первый год реформы оказался непростым для региональных операторов (компаний, отвечающих за обращение с отходами), а эпидемия коронавируса еще больше осложнила ситуацию. Чтобы обеспечить бесперебойное оказание услуг населению, правительство выделило 8,9 млрд рублей из федерального бюджета на субсидирование части затрат по вывозу мусора. Вице-спикер Ольга Тимофеева спросила, дошли ли до операторов эти деньги, — по ее сведениям, не дошли. Часть операторов выходила из сложных ситуаций своими силами, ответил министр, а из выделенных «до конкретных людей доведено около 3 млрд рублей», потому что местные власти сейчас заняты прежде всего «спасением людей» от коронавируса, им не до того.
Еще в прошлом году Госдума в своем постановлении рекомендовала Минприроды внести изменения в порядок расчета тарифа оплаты за вывоз мусора, чтобы люди платили в зависимости от его (мусора) фактических объемов, а не исходя из взятых порой с потолка цифр. «Когда это будет сделано и как скажется на тарифах?» — спросила глава Комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова.
Министр сообщил, что ведомство еще в марте 2020 года внесло в правительство проект соответствующего документа, который потом несколько месяцев проходил согласования, и выразил надежду, что «в ближайшее время работа будет закончена». Вопрос о том, как все это скажется на тарифах для населения, остался без ответа.
«Граждане оценивают реформу по двум показателям: что в платежке и как выглядят контейнерные площадки, куда люди идут мусор выбрасывать», — сказал глава думского Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Этот комитет предлагает закупать контейнеры на федеральные средства, а регионы пусть уж потом содержат площадки и их обустраивают: по словам г-на Бурматова, нужно всего 10–16 млрд рублей на всю страну, а пока выделено в 10 раз меньше.
Да, признал министр: контейнерные площадки во дворах и населенных пунктах — «лицо реформы». В 2020 году их должно быть оборудовано 73350 штук, и федеральный бюджет потратит на эти цели 1 млрд рублей. «Посмотрим пока на малом, как будет действовать», — пояснил г-н Кобылкин. «Мы вообще на начальном этапе реформы старались минимально федеральных денег потратить», ведь «залить деньгами — значит расслабить людей в регионах», и потом они так и будут все время клянчить. «Сам как губернатор бывший знаю, как это работает»,— сказал экс-глава ЯНАО.
Константин Затулин спросил, когда наконец начнут строить мусороперерабатывающий завод в Сочи. Власти Краснодарского края решили, что им удобнее мусор вывозить на полигоны, а не завод строить, и федеральное ведомство в таких вопросах ориентируется на мнение руководства субъектов Федерации, сообщили в Минприроды. «О чем бы мы ни говорили — будем говорить о деньгах», — заявил г-н Кобылкин: затраты на стройку крупного завода, по его словам, приведут к росту тарифов на вывоз мусора для населения, и если местные власти готовы субсидировать этот рост — одно дело, а если не готовы — другое. Потому что «люди готовы сейчас платить столько, сколько они платят, и если больше, то лишь на уровень инфляции», подвел итог дискуссии министр.
Марина Озерова
The post «Мусорная» реформа уперлась в деньги first appeared on Новый Взгляд.