Основные ошибки в расследовании «Важных историй» и «Новой газеты» по делу Навального
В расследовании издания «Важные истории» совместно с «Новой газетой» по делу отравления Алексея Навального якобы «Новичком» обнаруживается, как минимум, пять существенных нестыковок, сообщает Федеральное агентство новостей.
Сотрудники «Важных историй» попытались сравнить историю с Навальным с делом банкира Ивана Кивелиди в материале под названием «Секретный яд: отравление Навального и единственное в России дело об убийстве «Новичком». Они заявили, что обладают материалами уголовного дела Кивелиди – банкира, погибшего в 1995 году в результате отравления сильным нервно-паралитическим веществом.
Расследование было проведено совместно с «Новой газетой». Хоть точное название отравляющего вещества, примененного против Кивелиди, следствием установлено не было, корреспонденты сделали вывод, что Навальный был отравлен веществом из аналогичной группы ядов – «Новичком» лишь на основании симптоматики и «схожих событий».
Журналисты отмечают, что Кивелиди получил дозу яда, нанесенного на телефонную трубку. В результате ухудшения работы организма банкир впал в кому, из которой так и не вышел. 4 августа он погиб. Кроме него, дозу токсина получила и секретарь банкира, которая в итоге умерла в больнице.
«1 августа 1995 года Иван Кивелиди внезапно впал в кому в своем кабинете в «Росбизнесбанке», и его доставили в больницу. На следующий день в таком же состоянии госпитализировали его секретаря Зару Исмаилову. А уже 6 августа московская прокуратура возбудила уголовное дело – по признакам отравления «неизвестным ядом», «предположительно, солями кадмия», – сообщают «Важные истории».
Стоит отметить, что Исмаилова даже не прикасалась к отравленной телефонной трубке, а просто находилась в помещении, но получила дозу токсина, приведшую к смерти. Умер также патологоанатом Центра судебно-медицинской экспертизы, производивший вскрытие Кивелиди. Пострадали от сильного яда и сотрудники правоохранительных органов, которые проводили обыск помещения в дальнейшем. У них ухудшилось здоровье: жаловались на головную боль и головокружение.
Навальный после выезда из отеля, где якобы соприкасался с отравленной поверхностью, неоднократно контактировал с людьми, что доказало расследование «Проекта». Он фотографировался с разными людьми по дороге в аэропорт, общался с работниками кафе, где заказывал чай, а также с сотрудниками ФБК и с теми, кто ожидал своего рейса в аэропорту Томска. Ни у кого из них ухудшения здоровья не наблюдалось.
В случае с Кивелиди отравились не только те, кто контактировал непосредственно с ним, но и люди, попросту оказавшиеся в его кабинете, что говорит о высокой токсичности вещества, которое «Важные истории» в случае с Навальным называют «Новичком».
Навальный уверял, что получил дозу яда в гостиничном номере Xander. При этом остаточные следы вещества якобы были в дальнейшем зафиксированы на бутылке из-под воды «Святой источник», которую в Берлин доставила Мария Певчих. В интервью Юрию Дудю основатель ФБК (признан иноагентом) сообщал, что получил яд путем соприкосновения с отравленной поверхностью. Другими словами, источник вещества находился в отеле – в личном номере или в местах общего пользования.
В данном случае сравнение событий с делом Кивелиди необоснованно. Отель Xander не был закрыт для посетителей. Даже номер, в котором жил Навальный, не подвергался спецобработке и карантину. Отравляющее вещество в любом случае поразило бы других людей. Это говорит о том, что вещество не было столь токсичным, как «Новичок», или вовсе не присутствовало в отеле.
«Важные истории» акцентируют внимание читателей на действиях омских врачей, которые оказали Навальному медицинскую помощь, и на результатах его анализов при поступлении в больницу. Сообщается, что в организме Навального следов отравляющего вещества найдено не было. Это обстоятельство стало предметом критики в адрес медиков и представителей власти, озвучивающих официальную позицию больницы.
«На момент, когда Алексей Навальный вылетал с территории России, в его организме каких-либо токсичных отравляющих веществ не содержалось», – приводит слова директора российской Службы внешней разведки Сергея Нарышкина издание.
Данная информация представляется читателям в качестве подтверждения доводов о нежелании врачей проводить исследования на яды, а также непрофессионализме омских медиков. При этом сами журналисты «Важных историй» спустя несколько абзацев в своем материале отмечают, что обнаружить «Новичок» в организме довольно сложно, и без привлечения сторонних лабораторий в этом вопросе не обойтись.
«Как показывает дело Кивелиди, обнаружить вещество из группы «Новичок» в организме отравленного не так просто. В случае с Кивелиди и его секретарем не только врачи Центральной клинической больницы Управления делами президента (ЦКБ) и московской Городской клинической больницы № 1 (ГКБ), но даже и судмедэксперты не выявили в их организмах никаких известных ядов», – указывается в материале.
Сравнивая с делом Кивелиди, журналисты не упоминают, что Навальный был перевезен в Берлин, в клинику «Шарите» по просьбе его родственников спустя пару дней после приземления в Омке. Очевидно, что за короткий срок врачи не могли провести все необходимые анализы, тем более на наличие в организме специфичных веществ, что признают и «Важные истории». Поэтому критика в отношении медиков безосновательна, как и попытка провести аналогию с делом Кивелиди в рамках отравления «Новичком».
«Важные истории» описали состояние Кивелиди, предшествующее попаданию в коматозное состояние и дальнейшей смерти, основываясь на материалах уголовного дела, оказавшихся в их распоряжении.
«В материалах дела в качестве внешних признаков отравления банкира и его секретаря также упоминались: бледность, холодные руки, холодный липкий пот, мелькание в глазах, стоны при потере сознания, судороги. Человека охватывает страх и ощущение смерти, он ведет странные разговоры, перестает узнавать окружающих, задыхается. Об этом говорилось в протоколах допросов свидетелей по делу, а также в обвинительном заключении и судебно-токсикологической экспертизе», – сообщает издание.
Секретаря, «Важные истории» связались непосредственно с Алексеем Навальным, который заявил, что испытывал фактически все указанные симптомы (как минимум, десять) во время ухудшения своего состояния при перелете из Томска в Москву 20 августа.
Примечательно, что в многочисленных интервью Навального зарубежной прессе о симптомах он говорил сдержанно и не упомянул и половины из того, что указывается по симтоматике в деле Кивелиди.
Навальный сообщал, что в момент ухудшения состояния не чувствовал никакой боли, но понимал, что умирает. Его стоны, услышанные людьми в самолете и зафиксированные на камеру, были вызваны паникой, а не болевыми ощущениями. Не было судорог, проблем с дыханием, не упоминалась бледность, мерцание в глазах и невозможность узнавать окружающих. Другими словами, Навальный подтвердил «Важным историям» именно те симптомы, которые журналисты издания ему озвучили.
Проводя аналогию отравления Навального с отравлением Кивелиди, журналисты «Важных историй» и «Новой газеты» попытались оправдать слишком длительный период действия яда. Поскольку Навальный сообщил о возможности попадания яда на кожу, расследователи вновь обратились к якобы имеющимся у них материалам уголовного дела Кивелиди, в которых говорится, что действие яда по такому принципу может произойти в течение 1,5-5 часов. Так называемый скрытый период действия яда.
Стоит отметить, что ранее один из разработчиков «Новичка» Леонид Ринк, раскритиковавший версию об отравлении Навального этим веществом, утверждал о поражении важнейших функций организма и смерти всего за 10 минут. В случае попадания через кожный покров это время незначительно увеличивается. «Новичок» специалист сравнил с ядерной бомбой, ведь принцип его действия построен на выведении из строя живой силы противника с максимальной эффективностью.
Примечательно, что в официальных источниках информации о периоде отравления Кивелиди не говорится, поэтому данные журналистов построены на неподтвержденных сведениях. Очевидно, что получивший дозу яда банкир довольно быстро почувствовал симптомы и впал в коматозное состояние, если даже не контактирующая с ядом секретарь в итоге испытала ухудшение здоровья, приведшее к госпитализации и смерти в течение короткого периода времени.
Немецкое издание Die Zeit, ссылаясь на собственную информацию, сообщало, что Навальный был отравлен модифицированной, более смертоносной версией «Новичка». Американское издание The New York Times и вовсе сообщало, что основатель ФБК был отравлен сразу двумя ядами: один был добавлен в виде порошка в чай в аэропорту Томска, второй – непосредственно в отеле, частицы которого нашли немецкие специалисты. Очевидно, что подобные доводы о смертоносности веществ и периоде «затишья» яда в деле Навального выглядят абсурдно на фоне короткого периода пребывания в коме и скорой реабилитации.
Искажение сведений и обстоятельств, произошедших с основателем ФБК событий, при явной подмене понятий в итоге рушит доводы расследователей. Журналисты закрывают глаза на нестыковки и критические различия в указанных делах, пытаясь убедить читателей в отравлении Навального боевым отравляющим веществом нервно-паралитического принципа действия.