Елена Поленова. Она жила в сказке
Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898) не менее известна, чем ее родной брат - художник Василий Поленов. Искусствоведы называют ее одной из основоположниц русского модерна. Большинство знает Поленову именно благодаря иллюстрациям к сказкам. Ее опыт переняли знаменитые иллюстраторы - С. Малютин, Г. Нарбут, Д. Митрохин и И. Билибин. Сегодня работы Поленовой хранятся во многих музеях, в том числе и в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Государственном мемориальном историко-художественном музее, музее-заповеднике В. Д. Поленова.
Е. Д. Поленова Иллюстрация к сказке "Война грибов"
Любителям русского искусства Елена Дмитриевна известна как подвижница и последовательница Виктора Васнецова, стоявшая у истоков русского неоромантического стиля, во многом способствовавшая разрушению засилья «западного» стиля. Но к самой себе, в свой сокровенный внутренний мир, она прорывалась мучительно долго.
Е. Д. Поленова. В детской
Первый сбой произошел в двадцать семь лет, когда она решила выйти замуж по любви за врача, с которым познакомилась, работая в госпитале во время русско-турецкой войны. Но родители оказались категорически против брака и сделали все, чтобы свадьба не состоялась.
Странная история, о которой упоминается вскользь, хотя эта трагедия выбила Елену Дмитриевну Поленову из жизни на долгих пять лет. Она стала замкнутой, нервной, раздражительной, налицо были все признаки психического заболевания.
Абрамцево. Теремок-мастерская, в которой изготавливали мебель по эскизам Е. Д. Поленовой
Из этого тупика художницу вывел брат, уже известный к тому времени художник, пригласивший ее вместе с матерью к себе в Москву. Здесь Елена Поленова попала в новый для себя мир энтузиастов и подвижников всего русского, которых объединил Савва Мамонтов, купец и промышленник, искренне любивший театр, музыку и все русское.
Он собрал у себя в имении все лучшее, что было тогда в русском искусстве, построив в своем Абрамцево настоящий городок искусства.
Заводь в Абрамцеве. Бумага, акварель. 1888
Здесь все кипело, здесь невозможно было не рисовать, не писать, не музицировать. Павел Флоренский писал:
«Абрамцево, прежде всего, есть духовная идея, которая неуничтожаема; если будет жива идея Абрамцева, то не всё погибло».
Зимний пейзаж. Опушка леса
Вот в этот удивительный мир искусства и ввел Елену Дмитриевну ее знаменитый брат, чем спас, выведя из спячки и полураспада, из депрессии и болезни. Здесь Поленова подружилась с хозяйкой Абрамцево, женой Мамонтова.
Вместе они стали ездить по деревням, собирая все русское: бытовую утварь, расшитые узорами и орнаментами полотенца, скатерти, народные костюмы, которые Савва Мамонтов использовал в своих театральных постановках.
Люстра по эскизам Е. Д. Поленовой
Так в Абрамцево был создан первый настоящий русский музей, душой и сердцем которого стала Елена Дмитриевна. Здесь была открыта столярная мастерская, где по эскизам Поленовой создавалась уникальная и поистине сказочная мебель.
Мебель, изготовленная по эскизам Е. Д. Поленовой
Она и сейчас смотрится как сошедшая со страниц любимых сказок, а по ее эскизам продолжают делать мебель русские умельцы. А еще здесь бесплатно учили детей рисованию, грамоте и ремеслу, чтобы дети могли себе зарабатывать на хлеб.
Поленова с ее душевной добротой, нежностью, любовью к людям, скромностью и талантом обладала огромной работоспособностью, привлекая к себе всеми этими качествами. Елена Дмитриевна была человеком тонких душевных качеств и очень ранимой.
Е. Д. Поленова. На дворе зимой. 1886 г.
За недолгие годы жизни в искусстве она прошла путь от увлечения реализмом до национально-романтического русского модерна и символизма. Елена Поленова родилась в художественно-артистической среде: отец – государственный чиновник и ученый, мать – художница и детская писательница.
Мария Алексеевна Поленова. Автопортрет с дочерьми Верой и Еленой
Дети не ходили в школу, но получили блестящее домашнее образование, о котором заботилась мать будущих художников - брата и сестры Поленовых. Детство прошло в основном на севере, в Корелии, откуда у Елены на всю жизнь осталась любовь к северной природе.
Юг она не любила. На лето дети уезжали к бабушке в Тамбовскую область. Бабушка, пока они ехали к ней в имение, рассказывала детям сказки, которые потом стали источником вдохновения Поленовой. Она первая увидела и поняла, что русские дети воспитываются на немецких и английских сказках, но не на русских, что ее очень удивило.
Иллюстрации Е. Д. Поленовой к сказкам
Тогда она начала рисовать иллюстрации к русским сказкам. Это потом были Билибин, Добужинский и Зворыкин, во многом повторяющие ее находки. Она иллюстрировала такие известные русские сказки, как «Морозко», «Кот и лиса», «Война грибов», «Белая уточка», «Волк и лиса», «Избушка на курьих ножках».
Е. Д. Поленова. Иллюстрация к сказке "Морозко". 1886-1889 гг.
Русские сказки стали с ее легкой руки визитной карточкой неорусского стиля. В конце восьмидесятых годов она собрала русские сказки и поговорки со своими иллюстрациями в отдельную книжку. Александр Бенуа, с восхищением писал о ней:
«Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она, первая из русских художников, обратила внимание на самую художественную область в жизни - на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она, нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый, столь у нас заброшенный детский мир, угадала его своеобразную эстетику, вся заразилась пленительным "безумием" детской фантазии».
Но через тринадцать лет активной жизни случилось несчастье: в 1896 году она упала с пролетки, ударилась головой о рельсы конки, получив тяжелейшую черепно-мозговую травму. После этого трагического случая стиль Поленовой постепенно меняется.
Он становится более тонким и сверхчувственным, хотя и раньше Елена Дмитриевна любила таинственность, уединенность и мистику, больше соответствовавшие ее душевному настрою и ее пониманию русской души.
Е. Д. Поленова. Зверь (Змий). 1895-1898 гг. Эскизы
В необычных декоративных работах Поленовой последних лет перемешались сон и реальность, жизнь и мечта, красота и гармония, ставшие ее личным откровением и прорывом в неведомый мир своей души, который невозможно было передать напрямую в ярких и живописных формах, как раньше.
В ее последних работах все на полутонах, полунамеках, в полу-жесте и полуслове, примером тому могут служить ее эскизы для декоративного панно по мотивам сказки о Жар-птице. Они являются образцом ее нового мистического языка.
Иван Царевич и жар-птица
На эскизе чудо-птица выглядит совсем иначе, чем у Леона Бакста или Константина Сомова. Здесь нет пурпурно-огненных и солнечно-ярких цветов, нет определенности мифического образа, как в эскизах упомянутых художников.
У нее Жар-птица – это существо, материализующееся из ночного мрака. Очертания мифической птицы размыты и сливаются с таинственным чудо-деревом, цветущим сказочными цветами. Сизые облака, ночной туман, яркие ночные звезды создают таинственно-сказочную атмосферу, в которой рождаются таинственные существа.
Е. Д. Поленова. Жар-птица. 1896-1898 гг.
Жар-птица Поленовой – это воплощение мечты об иных мирах, тоска по высшей гармонии, стремление в сказочную страну, где все сбывается и добро побеждает зло. Сизо-серые полустертые цвета потустороннего мира – цвета пограничья, разделяющие фантастический мир и реальный и в то же время соединяющие их.
Образ ее Жар-птицы - это тонкий сон художника, в котором рождаются необыкновенные поэтические образы. Не случайно она говорила о своих последних работах, что они все привиделись ей во сне, оставалось только успеть их зарисовать, пока они не улетучились и не забылись.
Это была жизнь на цыпочках, зыбкая и на грани миров, подобная той, что запечатлена в картине «Зверь (Змей)», написанной в последние годы. Сюжет картины сказочный, но в нем отразилась та реальность, в которой Елена Поленова жила: на грани между сказкой и былью, жизнью и смертью, зверем, стерегущем ее, и древом жизни, с которого она срывает плоды.
Ваганьковское кладбище. Крест на могиле Е. Д. Поленовой
Она умерла от болезни мозга через два года после трагедии с пролеткой. Болезнь была следствием травмы. Ей не исполнилось и сорока восьми. В 2002 году на Ваганьковском кладбище на её могиле установили новый резной крест.
Автор Тина Гай
Источник