Коронавирус победил «Сююмбике»: ждать ли вала отмен в казанских театрах?
Пока в Москве штрафуют цирк на Цветном бульваре и «Ленком», казанская опера отменяет спектакль из-за подозрения на ковид у дирижера
«Из-за пандемии мы были вынуждены отменить бесплатный чай с конфетками, приносим свои извинения перед зрителями за такое», — рассказали «БИЗНЕС Online» в одном из татарстанских театров. И это далеко не единственные проблемы, которые переживают сегодня культурные учреждения. Впрочем, до «охоты» на театры, как в Москве, в Татарстане дело пока не дошло. Хотя в местном Роспотребнадзоре и сообщили, что проверяют храмы Мельпомены раз в две недели.
«ОХОТА» НА ТЕАТРЫ В МОСКВЕ, ОТМЕНЫ СПЕКТАКЛЕЙ В КАЗАНИ
Пандемия коронавируса заставляет внимательно следить за любыми новостями, связанными с учреждениями, подразумевающими скопление людей на своей территории. Одними из таких, безусловно, являются театры. В Москве в последние несколько недель, кажется, началась настоящая «охота» на театральные учреждения. Еще в конце сентября устами одного из руководящих сотрудников местного Роспотребнадзора было сказано, что храмы Мельпомены станут нещадно штрафоваться за нарушение масочного режима и другие прегрешения. К настоящему моменту среди уже наказанных: цирк на Цветном бульваре, музыкальный театр им. Сац, театр Луны и т. д. А в знаменитом «Ленкоме», к примеру, проверяющие обнаружили среди прочего… отсутствие социальной разметки в туалетах.
Казанские театры пока в конфликтах с Роспотребнадзором не замечены, хотя корреспонденты «БИЗНЕС Online» уже указывали на нарушение в некоторых из них требования 70-процентной посадки зрителей. «Управлением Роспотребнадзора в адрес руководителей театров республики направлены предписания о выполнении профилактических мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции. Контроль осуществляется с периодичностью каждые две недели. Антиковидные меры выполняются. В случае выявления нарушений управление уполномочено на принятие административных мер по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Принятие решения об отмене мероприятий в конкретном театре относится к полномочиям администрации самого театра», — сообщили нашей газете сегодня в проверяющей организации, из чего следует: случаев штрафов пока не было.
Впрочем, это не значит, что республиканским театрам живется легко и вольготно. В частности, согласно некоторым прогнозам, в целом по стране в ближайшее время, если кривая заболеваемости COVID-19 продолжит идти вверх, мы можем столкнуться с целым валом отмен спектаклей, впрочем, как и концертов. Скажем, Большой театр уже отменил все спектакли в октябре на камерной сцене им. Покровского. По официальной версии, «выполняя указ мэра Москвы от 1 октября, вводящий дополнительные меры по предотвращению распространения коронавируса», по неофициальной, из-за вспышки ковида в труппе.
В Казани такие отмены пока носят единичный характер, но многие обратили внимание на то, что буквально в день первого спектакля театр им. Джалиля объявил, что 11 и 12 октября не состоятся показы оперы «Сююмбике» Резеды Ахияровой из-за болезни дирижера, которого невозможно оперативно заменить. По информации «БИЗНЕС Online», у главного дирижера театра, 71-летнего Рената Салаватова, действительно подозрение на COVID-19. А прима оперной труппы Гульнора Гатина, которая должна была исполнять оба вечера заглавную партию, выложила в свой «Инстаграм» грустное фото пустого зала и сцены, на которой уже установили декорации. Очевидно, что такие отмены жестко бьют и по доходам театра им. Джалиля, которому в этом году пришлось отменить свои многомесячные гастроли по маленьким городам Нидерландов, что, впрочем, никак не сказалось на количестве спектаклей на родной сцене — их также показывают 6–7 в месяц.
Кроме того, по данным газеты, под большим вопросом и показ недавней премьеры «И воссияет вечный свет», запланированный на 22 ноября в Большом театре. На это мероприятие недавно на совете по культуре при президенте РТ директор казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов звал Рустама Минниханова и министра культуры России Ольгу Любимову. При этом автору спектакля и легенде Большого театра Владимиру Васильеву 80 лет, а в Москве, как известно, действуют ограничения для жителей возрастом 65+. Но Васильев еще и играет главную роль в своей постановке. А еще гастроли в Москве подразумевают, что из Казани туда отправятся оперные солисты, балет, оркестр, технический персонал — всего более 100 человек. Будут ли в восторге от этого в Роспотребнадзоре? Но в любом случае пока билеты на данный показ продаются.
«Я НИЧЕГО НЕ ИМЕЮ ПРОТИВ КРЯШЕН, НО МЫ НАСТРАИВАЛИСЬ СОВСЕМ НА ДРУГОЕ»
При этом возникают и недоразумения, связанные с заменами спектаклей, хотя, как известно, такая практика случается и в «мирное» театральное время.
Об одной такой ситуации «БИЗНЕС Online» рассказал наш блогер, известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. В театре им. Камала зрителей уведомили о замене только по электронной почте, и те из них, кто не удосужился туда заглянуть, придя на постановку, были неприятно удивлены.
После недавней семейной утраты Батыр привел маму отвлечься от грустных мыслей в театр на постановку «Голубая шаль», но вместо татарской классики по пьесе 1926 года публике показали современную комедию (кстати, кассовый хит театра) «Зятья Гэргэри» из жизни татар-кряшен, где в одной из сцен герои распивают водку. «Я ничего не имею против кряшен, но мы настраивались совсем на другое», — рассказал Батыр в беседе с нашим корреспондентом. Он отметил, что даже если театр сделал рассылку по электронной почте, то должен был удостовериться, что все зрители ее получили и прочитали. «Не было никакого обзвона, на билете не написано, что возможны изменения, никакого предупреждения не имелось и при входе в театр. И в самом письме, которое я потом нашел в спаме, нет никаких извинений. На мой взгляд, это не совсем корректно», — считает он. Не была указана и причина замены спектакля. «Все может быть, возможно, и артист заболел, но зрителей все равно надо уведомить по-человечески», — сказал Батыр.
«21 августа театр имени Камала открыл свой 115-й сезон. Почти за два месяца работы мы лишь 3 раза заменили спектакли, — рассказали „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе театра им. Камала. — Например, постановка „Голубая шаль“ 11 октября была заменена на „Зятья Гэргэри“, так как „Голубая шаль“ — массовый спектакль, в котором принимает участие вся труппа. „Зятья Гэргэри“ — наиболее подходящая для замены постановка. Репертуар составляется задолго до показа, ситуация же меняется ежедневно. Если у актера есть малейшее подозрение, то на территорию театра он не допускается и отправляется на лечение. Все артисты сдали тесты и анализы на антитела. Замена спектаклей — очень болезненный процесс не только для зрителей, но и для театра. Просим понять замены — это происходит исключительно в целях безопасности зрителей».
Что касается оповещения зрителей, то «предупреждения и извинения от лица администрации мы заблаговременно размещали на официальном сайте, в аккаунтах театра в соцсетях, по электронной почте (это свыше 130 тысяч контактов)». Если зритель оставляет свой телефон, то происходит обзвон. «До спектакля обслуживающий персонал также регулярно предупреждает зрителей в фойе. Мы используем все формы обратной связи. Каждый зритель вправе согласиться на замену, вернуть свои средства или обменять билет на другую дату, — говорят в пресс-службе театра. — Хотим подчеркнуть, что в связи с рекомендациями правительства администрация театра принимает все необходимые санитарно-профилактические меры предосторожности: регулярная уборка с применением специальных дезинфицирующих средств, установлены системы обеззараживания воздуха и диспенсеры с антисептиком для рук, при входе выдаются маски. Рассадка зала происходит при 70-процентной заполняемости. Для соблюдения дистанции 1,5 метра в фойе на полу сделана разметка».
«БЫЛИ ВЫНУЖДЕНЫ ОТМЕНИТЬ БЕСПЛАТНЫЙ ЧАЙ С КОНФЕТКАМИ»
Руководители театральных площадок Казани и не только рассказали «БИЗНЕС Online» о положении в своих коллективах.
Фанис Мусагитов — директор театра им. Тинчурина:
— Роспотребнадзор уже приходил к нам с проверкой, все службы работают очень ответственно — только сегодня я собирал совещание насчет безопасности. Утром, когда приходят работники, мы обязательно проверяем у них температуру и наличие симптомов заболевания. На вахтах стоят санитайзеры и термометры. Если внутри театра собираются несколько человек, то они обязательно должны быть в масках. Пока работаем. Несколько артистов заболели, но ни у кого ковид не подтвержден. Из-за болезни артистов мы заменили спектакль «Угасшие звезды» постановкой «В шаге над бездной». В некоторых спектаклях есть вторые составы, поэтому актеры меняются и лучшие постановки идут полным ходом. Многим заболевшим сотрудникам мы помогаем — бывает, что к кому-то скорая не приходит долго, КТ надо делать. Звоним в соответствующие службы, просим помочь.
Некоторые сотрудники работают на «удаленке» — например, режиссер-постановщик готовится к другому спектаклю. Два сотрудника службы рекламы трудятся удаленно. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы внутри театра было поменьше народу и они меньше пересекались. У нас есть маленькие кабинеты, в которых сидят по 2–3 человека. Так нельзя. Поэтому одного я отпускаю на «удаленку». Зритель стал насторожен, звонит и спрашивает о мерах профилактики. Мы объясняем, многие понимают. Мы готовимся к премьере и гастролям в Москве и Ижевске в ноябре.
Армандо Диамантэ — директор русского драматического театра «Мастеровые» (Набережные Челны):
— Мы стараемся выполнять все требования Роспотребнадзора — развешиваем антисептики и так далее. У нас еще при первой волне был один случай заражения, тогда театр не работал. У нас есть приходящие и уходящие сотрудники, поэтому за всех я сказать не могу. Но мы больше пострадали от ОРВИ — сейчас ведь сезон. Мы проверяли заболевших сотрудников на коронавирус, результаты были отрицательными. Спектакли пока не переносили и не отменяли. На «удаленке» у нас никто не работает — разве можно поставить спектакль дистанционно? У кого ОРВИ, те берут больничный и находятся дома. Зрители к нам ходят, все в масках. Из-за пандемии мы были вынуждены отменить бесплатный чай с конфетками, приносим свои извинения перед зрителями за это.
Гузель Сагитова — директор Татарского ТЮЗа им. Кариева:
— На сегодня мы не выявили случаев заболевания коронавирусной инфекцией среди сотрудников. Спектакли идут согласно репертуарному плану, наполняемость зала — не более 70 процентов. При входе в здание размещены дозаторы с дезинфицирующим средством, в зрительном зале и при входе в театр установлены бактерицидные облучатели, в театр не допускаются зрители и сотрудники без масок, замеряется температура, регулярно проводится влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств, соблюдаются и остальные правила. Настроены оптимистично, собираемся поехать на фестиваль «Федерация» в Грозный. Актеры и сотрудники театра, выезжающие на фестиваль, прошли обследование на COVID-19 методом ПЦР. В целом театр имени Кариева работает с соблюдением всех требований Роспотребнадзора, согласно предписанию №11/257 от 21 сентября 2020 года «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Зоя Рутер — пиар-директор фонда поддержки современного искусства «Живой город»:
— Проекты фонда «Живой город», как и все театры, работают в новых реалиях. Начиная от сокращения количества зрителей, заканчивая усиленными мерами безопасности. Иммерсивный спектакль «Анна Каренина» сократил на 30 процентов количество продаваемых билетов, каждому зрителю, актеру и работнику на входе в особняк измеряется температура. Уборка помещений проходит со специальным антисептическим средством. Маски, которые у нас использовались и до этого в спектакле как способ скрыть эмоции участников друг от друга, теперь еще носят и защитную функцию.
То, что касается новой театральной площадки MOÑ, то сейчас идут показы спектаклей в закрытом режиме, до официального открытия мы делаем бесплатную регистрацию, примерно на 70 процентов заполняем зал. Внутри просим зрителей надевать маски. А перед входом обрабатываем всем руки антисептиком. Но это не только во время показов, мы сами внутри помещения всегда ходим в масках и очень внимательно относимся ко всем симптомам друг друга, перестали обниматься при встрече. Заболеть и выйти из строя сейчас, перед открытием, для нас недопустимо.
Алена Вегера — пресс-секретарь Казанского ТЮЗа:
— На сегодняшний день по результатам осмотра высоких температурных показателей тела, а также симптомов респираторных заболеваний у сотрудников театра не выявлено. Пока замены спектаклей в театре были только в связи с травмой артиста.