Профессор Гундаров: Цифры в стране по коронавирусу — от лукавого
В России уже фиксируют более 13 000 заболевших COVID-19 в сутки, так ли это на самом деле
В России третий день подряд фиксируют более 12 000 новых случаев коронавируса. 11 октября установлен рекорд — 13 634 новых заболевших за сутки, а общее число зараженных в стране достигло 1 298 718. Умерли за день 149 пациентов. Общее число летальных исходов с начала пандемии выросло до 22 597.
В Москве за сутки выявлено 4501 случаев заражения коронавирусом, скончались 35 человек. В топ-5 по приросту заболевших за сутки после Москвы вошли Петербург (+528), Подмосковье (+419), Нижегородская (+262) и Свердловская (+209) области.
9 октября «Сбер» представил прогноз динамики числа инфицируемых в зависимости от соблюдения гражданами России профилактических мер. Прогноз составлен на базе эпидемиологического симулятора.
Как показывают расчеты «Сбера», в России при соблюдении мер к 8 ноября прирост должен достигнуть пика — 16 864 человека за сутки, а далее плавно пойдет на спад. Если «иногда нарушать», то прирост 8 ноября должен составить 17 645 выявленных случаев за сутки. А если «часто нарушать», пик заболеваемости «Сбер» предполагает зафиксировать 12 ноября — 21 968 случаев за сутки.
Если же «вести себя как обычно», то есть не соблюдать профилактические меры, то в пик заболеваемости 8 ноября число выявленных заболевших должно составить 23 325 — почти вдвое больше, чем сейчас.
В Москве, как ожидает «Сбер», при соблюдении мер пик заболеваемости придется на 17 октября — суточный прирост прогнозируется на уровне 4865 случаев. При периодическом нарушении пик сдвинется на 20 октября, а число новых выявленных случаев вырастет до 5221. При частом нарушении пик ожидается 24 октября — 7296 новых случаев. При несоблюдении мер пик также 24 октября, но прирост 7969 случаев.
Мэр Москвы Сергей Собянин в эфире «Первого канала» попросил москвичей, чтобы «избежать коллапса» в городе, «продержаться несколько месяцев, потому что на подходе производство массовой вакцины». По словам Собянина, неделя, которая начнется 12 октября, будет «во многом решающей» для развития того или иного сценария с распространением вируса в столице.
Тем временем в Питере власти пообещали вернуть карантинные меры, если граждане не будут соблюдаться профилактические ограничения. В частности, не исключено закрытие ресторанов, кинотеатров, блокирование социальных проездных билетов.
В ряде регионов ограничения уже вводятся. Так, распоряжением губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева детские игровые комнаты в торгово-развлекательных центрах и комплексах должны будут закрыться в выходные дни, устанавливаются запрет на работу фан-зон и танцполов на концертах.
Губернатор Приморского края Олег Кожемяко заявил, что «„рычагом“ контроля за исполнением ими санитарно-эпидемиологических требований остаются административные комиссии».
В Татарстане масочный режим планируют не снимать до конца марта 2021 года.
Что в реальности происходит с эпидемией коронавируса в России?
— Единственным критерием, чтобы понять, опасная сейчас ситуация с коронавирусом или нет, является смертность от пневмоний, — убежден доктор медицинских наук, профессор, специалист в области эпидемиологии и медицинской статистики Игорь Гундаров. — Все остальные цифры — от лукавого: тесты на коронавирус неточные, ориентироваться на них сложно. Да и людей интересует одно — умрет человек, если заболеет коронавирусом, или не умрет.
По моим наблюдениям, если взять многолетние статистические показатели смертности от пневмоний, налицо закономерность: ежегодно волны смертности возникают в совершенно определенное время. Причем, независимо от предпринимаемых профилактических усилий, каждая из волн длится примерно два месяца — месяц на подъем, и месяц на спад.
Первая начинается в середине сентября-октябре — именно эту волну мы сегодня наблюдаем. Ее пик будет к концу октября, а потом она пойдет на спад. Следующий подъем смертности будет в конце декабря, и достигнет пика в январе. Можно предположить, что в этот период власти РФ тоже будут обвинять граждан в несоблюдении профилактических мер. Наконец, третья волна будет в марте с переходом на апрель.
Эти волны повторяются каждый год — с жесточайшей точностью. 2020 год, я считаю, не будет исключением.
«СП»: — Но «Сбер» говорит, что в зависимости от соблюдения профилактических мер число заболевших может существенно различаться. Это так?
— То, из чего исходит «Сбер» — это гипотетические модели, а не анализ реальной медицинской статистики. Результаты моделирования во многом зависят от фантазии разработчиков модели. Они могут задать один эмпирический коэффициент — и получится одна скорость роста заболеваемости, задать другой коэффициент — и картина получится другая. Все это, повторюсь, фантазии, а не научный анализ.
Напомню, в начале «пандемии» коронавируса также публиковались расчеты, которые давали гиперболические всплески заболеваемости — до безумных высот. Но в жизни ничего подобного не наблюдалось.
Три волны смертности от пневмоний, замечу, прослеживаются не только в России — во всех странах мира картина одна. При этом нет разницы, богатая страна или бедная, соблюдали ее жители карантин или нет.
Подчеркну: пневмонии бывают не только от коронавируса, но и от других болезней — стафилококков, стрептококков, гриппа А, гриппа В. Так вот, среди всех умерших от пневмонии на коронавирус приходится всего 1% случаев.
Исходя из этих цифр, нынешнее нагнетание страхов вокруг коронавируса — это буря в стакане, которую нам выдают за настоящую бурю.
«СП»: — Врачи объясняли, что статистику по коронавирусу нетрудно фальсифицировать. При ковидной пневмонии картина поражения легких выглядит особым образом. Однако если не делается компьютерная томография, эта картина не видна, и диагноз «коронавирус» больному не ставится. Если такой пациент умрет — COVID-19 не укажут как причину смерти.
С другой стороны, по данным Росстата, по итогам первого полугодия 2020 года смертность в России выросла на 3,1% против показателя за тот же период 2019 года. К этому привел рост числа смертей в июне, которых оказалось на 25,5 тысячи больше, чем в 2019-м. Это «заслуга» коронавируса?
— Прежде всего: статистику смертности по пневмониям фальсифицировать крайне сложно. Касательно коронавируса, нужно смотреть на динамику смертности от пневмоний — а она не выросла. Сейчас смертность от пневмоний даже ниже, чем в 2019 года.
Именно поэтому я говорю: то, что происходит сегодня — просто паника и психоз. Замечу, вспышки новых инфекций случались и раньше — это были свиной грипп, птичий грипп, лихорадка Эбола. Но во всех этих случаях драконовские карантинные меры не принимались.
Чем же, спрашивается, нынешняя ситуация отличается от прежних? Я считаю, тем, что появились мощные переносчики информации — социальные сети. Плюс СМИ сильнее коммерциализировались — чем больше паники, чем чаще посещают их странички в Сети, и тем больше реклама вкладывает туда финансов.
Словом, сегодня выгодно нагнетать панику. И обстановка тревоги, страха, опасности вызывает рост смертности от других заболеваний. Снижаются защитные способности организма, слабеет иммунная система, люди начинают злоупотреблять алкоголем — и в результате происходит рост смертей от инфарктов, инсультов, несчастных случаев. Именно этим, на мой взгляд, объясняется рост общей смертности.
«СП»: — С конца сентября в аптеках доступны препараты для лечения коронавируса «Арепливир» и «Коронавир» по цене 12−13 тысяч рублей за упаковку. Эффективны ли лекарства против COVID-19?
— Нам рассказывают, что впервые ученые научились лечить вирус. Это неправда. Непосредственно вирус мы по-прежнему лечить не можем. Что до препаратов от коронавируса, которые поступили в аптеки — первоначально, как я понимаю, они были разработаны в Японии для лечения вируса гриппа. Однако оказалось, что грипп они не лечат, а снижают ли смертность от вируса — большой вопрос. Чтобы об этом уверенно говорить, необходимы исследования — а их не было.
«СП»: — Собянин призывает москвичей продержаться несколько месяцев, потому что вакцина вот-вот будет. Массовое вакцинирование остановит коронавирус?
— Чтобы быть уверенным в вакцине, нужно доказать ее эффективность и безопасность. На сегодня таких доказательств, на мой взгляд, нет. Чтобы их получить, нужны масштабные исследования: скажем, взять 20 тысяч человек, предложить им вакцину, еще 20 тысячам дать плацебо — и посмотреть на результаты хотя бы в течение года.
Есть еще тонкий момент. Чтобы запустить вакцину в производство, необходимо одобрение Совета по этике при Минздраве. До последнего времени его возглавлял Александр Чучалин — заведующий кафедрой госпитальной терапии РНИМУ имени Пирогова, академик РАМН, крупнейший врач-пульмонолог.
Так вот, 10 августа Чучалин ушел с поста главы совета. По мнению коллег, подтолкнуть его к такому решению могли разногласия из-за сроков и принципов исследования вакцины от коронавируса. Чучалин эту информацию опровергает, хотя высказывает сомнения в безопасности вакцины в случае ее ускоренной разработки и сокращенных испытаний.
На мой взгляд, это означает одно: если отталкиваться от канонов эпидемиологии и профилактической медицины, нет никаких доказательств, что вакцина от коронавируса реально снизит заболеваемость.
Добавлю, что я не вижу объективных оснований для вакцинации. Эпидемическая ситуация в России вполне обычная: волны смертности от пневмоний меньше, чем в прошлом и позапрошлом годах, и они улягутся сами собой.
Материал комментируют: Игорь Гундаров