Дети в безопасности? Больше 70% малышей получили иммунитет к COVID-19
Роспотребнадзор сообщил, что у 71% дошкольников и школьников младших классов имеется иммунитет к COVID-19. Получается, большая часть детей уже в безопасности и не заболеют?
«Максимальные — до 71% — показатели популяционного иммунитета были установлены у детей дошкольного и раннего школьного возраста», — сообщила замруководителя Роспотребнадзора Елена Ежлова. Были обследованы почти 75 тыс. человек. Почему дети оказались менее уязвимы к коронавирусу? Когда появится иммунитет у взрослых? На вопросы «АиФ» ответил директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е. И. Марциновского Сеченовского университета профессор Александр Лукашев.
Юлия Борта, АиФ.ru: Александр Николаевич, получается, скоро и взрослые иммунитет получат?
Александр Лукашев: Немалое число взрослых тоже уже получили иммунитет, потому что с вирусом встречались. (По данным Роспотребнадзора, в столице у 24-25% жителей выработался иммунитет к COVID-19, в Калининградской области антитела нашли у половины населения, в Ленинградской — у 40% — прим. ред.) Причем нельзя списывать полученные данные на ошибку тестов, потому что цифры постепенно росли вместе с заболеваемостью начиная с апреля, когда в Москве только начинали подобные исследования.
Что касается детей, то у них вполне мог сформироваться иммунитет, хотя они в большинстве не болели, тем более тяжело. Дело в том, что дети многие инфекции переносят намного легче, чем взрослые, например ту же ветрянку, корь и т. д. Поэтому совершенно неудивительно, что больше половины детей уже перенесли инфекцию бессимптомно.
Однако иммунитет к коронавирусам в среднем нестойкий. На протяжении жизни мы по многу раз переболеваем инфекциями, вызванными коронавирусами. Другое дело, что мы болеем, как правило, легко. Зачастую даже не берем больничный. А при этом примерно в каждом шестом случае сезонная простуда — это коронавирус, которым мы когда-то переболели в детстве, а потом переболеваем не один раз на протяжении всей жизни.
Поэтому, с одной стороны, повторные инфекции весьма вероятны. С другой стороны, скорее всего, они не будут приводить к тяжелым последствиям, потому что работает иммунитет. Даже если в крови нет антител, то все равно организм помнит патоген, и заболевание вряд ли будет протекать тяжело.
— Мы заболеваем коронавирусными инфекциями, потому что эти вирусы часто меняются, как грипп?
— Не совсем так. Респираторные коронавирусы меняются меньше, просто они не сталкиваются так тесно с иммунной системой. Они размножаются на слизистых, куда и антитела не очень доходят, и нет такого количества клеток иммунной системы. Наш организм защищает то, что внутри. А инфекция на слизистых ему не сильно вредит. Если внутрь не проникла, то ущерб для организма минимальный. Мы же все болеем сезонными простудами, бывает, по несколько раз за сезон. Поэтому возникает два вывода. Первый — повторное инфицирование, скорее всего, будет возможно. Второй — при повторном заболевании вряд ли разовьётся тяжелая пневмония с летальным исходом, как при первой встрече с этим вирусом во взрослом возрасте.
— Все сказанное относится и к новому коронавирусу COVID-19?
— Этого мы пока не знаем. Есть факт, что существуют 4 респираторных коронавируса, для которых это справедливо. Как будет с новым, мы наверняка не знаем. Но тот факт, что мы выжили на протяжении миллионов лет, был бы невозможен, если бы какой-то вирус при повторном заражении мог регулярно приводить к летальному исходу.
— Поэтому, наверное, и разрешили оставаться детям в детских садах, раз для них опасность не столь велика.
— Да. Потому что иные варианты несли бы не столько уменьшение рисков для здоровья близких, сколько очень серьезный экономический ущерб, т. к. работающие родители не смогли бы выйти на работу.
— Слышала данные исследования, что дети практически не передают вирус взрослым. Это правда?
— Очень трудно доказать, кто и кому передает и кто от кого заразился. С одной стороны, вирус намного эффективнее передают те, кто именно кашляет и чихает. При этом образуется облако из микроскопических капелек слюны и слизи, в которых может быть много вирусных частиц. Если человек молчит, то аэрозоль с вирусами практически не образуется. Когда он разговаривает, образуется мало. Если кашляет — много, а если чихает, то очень много. Поэтому кашляющие и чихающие — главные источники инфекции. Количество вируса в ротоглотке у тех, кто переносит инфекцию бессимптомно, может быть таким же высоким, как и у тяжелых больных. Но они его меньше распространяют.