Надуется ли в России ипотечный пузырь
Не приведет ли это к «ипотечному пузырю» и, как следствие, банкротству тех, кто не потянет даже льготные платежи в условиях ухудшения экономической конъюнктуры? До 1 ноября 2020 года в России можно взять льготную ипотеку под 6,5 процента годовых при покупке жилья в новостройке. Пониженная ставка будет действовать в течение всего срока ипотечного кредита. Первоначально максимальная сумма жилищного кредита для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляла 8 млн рублей, а для остальных регионов — 3 млн рублей. Позднее эти суммы увеличились до 12 млн рублей и 6 млн рублей соответственно.
Хотя по мировым меркам нашу ипотеку трудно назвать льготной (в развитых странах она минимум в полтора раза ниже, а есть примеры и «отрицательной» ставки), в России столь низких ставок еще не было. По итогам года ожидается выдача не менее 1,3 млн ипотечных кредитов на сумму более 3 трлн руб., что станет абсолютным рекордом для нашей страны. До двух третей таких кредитов может быть выдано как раз по программе льготной ипотеки. При этом размер господдержки составляет сегодня весьма умеренные 15 процентов при средней цене квартиры по стране около 2,4 млн рублей.
Летом Минфин уже предупреждал в связи с этим о возможности «ипотечного пузыря». Однако в этом алармизме можно усмотреть и определенные корпоративные интересы. Минфину, «главному бухгалтеру» страны, вообще не нравится, когда расходуются «лишние государственные деньги». А тут они расходуются как раз на поддержку ипотеки. Будь воля министерства, оно бы вообще из бюджета ни копейки не потратило. С другой стороны, в Минстрое никаких причин для возникновения «пузыря» не видят. И это тоже понятно. У них свой корпоративный интерес: застройщикам выгодно «подогревание» строительного рынка, как и рост цен на жилье. Истина, видимо, где-то посередине.
По сравнению с теми же США, скажем, доля ипотечных кредитов в ВВП у нас вообще ничтожна: у них 60 процентов, у нас, по разным оценкам, от 7 до 10. Финансовая система страны справится с таким «пузырем», даже если он лопнет. Другое дело, что конкретному человеку, потерявшему квартиру и деньги, от этого не легче. В то же время у нас и первоначальный взнос повыше, чем был в Америке в 2008 году, когда произошел известный обвал. У них «даунпеймент» был около 5 процентов, а то и меньше, у нас, как правило, около 20 процентов, и лишь не более трети ипотечных кредитов выдаются при первоначальном взносе 15 процентов. Доля просроченных платежей в России по ипотеке также не превышает вполне «спокойные» 2 процента. Люди тянут лямку по ипотеке из последних сил. Даже дисциплина тут выше, поскольку выше и риски: можно потерять первоначальный взнос плюс уплаченные уже деньги. Да и требования банков к ипотечным заемщикам по-прежнему достаточно высоки.
По нынешним условиям до 60 процентов россиян могли бы взять ипотеку. Но берут на практике гораздо меньше. Не хотят рисковать и влезать в кабалу. В этом смысле относительно «льготный» процент по ипотеке служит определенным методом отсечения ненадежных заемщиков. Вот если бы у нас раздавали ипотечные кредиты под 1,5 процента или даже ниже, тогда «пузырь» бы наверняка надулся. Но добротная скаредность нашего государства в лице Минфина не даст такому случиться.