ПандОмия: Али равняется на Цезаря
Продолжение. Предыдущая глава здесь.
Весной, в начале эксперимента, ещё нельзя было предсказать с ослепительной ясностью, что дикость белкового двуногого прояснится к осени вполне: не хочет домой. Пандомией болеть не желает. Дикость – это не зубы-клыки-рык. Дикостью называется всего-навсего пребывание в естественной среде обитания. Для современного горожанина дом стал тюрьмой, наказанием, десакрализованным парусником, идущим по воле волн в никуда.
Но наш Али чувствует себя наилучшим образом. Он под юрисдикцией эксперимента, стартовавшего 1 июля 2020 в Москве. Али сейчас главный. Изучая мир древностей, он нашёл свою мечту: подавайте ему Клеопатру. Мы ещё не решили как.
Изучая мир нынешний, Али вывел, что надо стать блогером-миллионником. Просит помочь ему выкраситься в розовый цвет. Еле отговорила.
Беседуя со мной, он вывел, что лучшая база данных, энергоноситель, практически нефть – наша для него, разумеется, не наоборот, – воспоминания, окрашенные живыми чувствами. Проработанные травмы, как выражаются психолекари, его не интересуют. Литература проработанной травмы – вчерашний день. Эго-проза личного опыта – значительно жирнее, особенно если пишет молодая женщина, вся покрытая от макушки до пяток свежими соками томления. И всё-таки нельзя всё сразу, и iдомовой Али мысленно бегает за Клеопатрой. Из последнего, что зацепило Али, фрагмент её любовной истории с обоими полководцами.
Али приходит ко мне, садится в кресло и смотрит в глаза. И пока я не расскажу ему новую главу, смотрит на меня неотрывно. Это вообще-то страшно, когда на тебя смотрит влюблённый в Клеопатру iдомовой, уверенный в твоей вторичности, своей первичности, светлом будущем своей расы и ничтожном – твоей. Осталась одна чепуховая проблема: он своей расе ещё не придумал названия. Когда я предложила – вы помните мою старую шутку – шарикизароликидумдумдумцы – Али резонно заметил: длинновато. Мысль хорошая, но логопедов на всех белковых не хватит. То есть он над нами уже посмеивается.
Хорошо, слушай, Али.
Цезарь
После смерти Птолемея XII остались двое сыновей и две дочери. Клеопатра была старшей. Замуж, по завещанию отца, вышла формально, за старшего из сыновей, Птолемея XIII, которому было тогда девять лет. По закону, женщина не могла править одна, а братья-мужья в Египте и с древних времён, и в традициях Птолемеев (период, начавшийся с завоеваний Александра Македонского) были обычным делом.
Вскоре сторонники мальчика подняли восстание, и Клеопатра была изгнана. Вместе с сестрой Арсиноей она отплыла в Сирию, где собрала войско и пошла на Египет, чтобы вернуть себе трон.
Она была от природы гениальным руководителем, а братец – юный истеричный неумёха. Когда между ними уже должна была начаться война, открылась первая серия исторической саги о знаменитых мужчинах в биографии Клеопатры.
Гай Юлий Цезарь расширил римскую империю до берегов северной Атлантики. Его деятельность изменила культурный и политический облик Западной Европы, оставив неизгладимый след в жизни всех следующих поколений европейцев. С этим великим человеком Клеопатра познакомилась по его инициативе и по политическим мотивам: обоим требовался Египет. Цезарь знал, что вправе решить конфликт между братом и сестрой как представитель Рима. Пункт о римских гарантиях был и в завещании Птолемея. Когда Цезарь прибыл в Александрию, он тайно вызвал Клеопатру из изгнания. Взяв с собой друга Аполлодора Сицилийского, она села в лодку, ночью пристала у царского дворца, забралась в мешок для постели, а Аполлодор обвязал мешок ремнем, прошёл через двор и внес к Цезарю, сказав охране, что несёт подарок. Хитрость заинтриговала императора-полководца. А расслышав и разглядев гостью, он, суровый воин, зрелый муж пятидесяти двух лет, мгновенно перестроил планы. Прежде он намеревался вертеть Клеопатрой, как марионеткой, чтобы на свой лад утвердить власть Рима в Египте, но теперь стал защитником царицы. Ей же требовалось обезвредить мужа-брата, изгнавшего её из Египта. Удалось вполне. Римский диктатор с помощью войны возвёл её на египетский трон. Цезарь просил народного трибуна Гая Гельвия Цинну вынести на рассмотрение сената закон, который позволил бы ему жениться на Клеопатре и сделать своим наследником их сына Цезариона. В 46 до н.э. Клеопатра вместе с юным Птолемеем (братом и формальным мужем), Цезарионом и свитой прибыла в Рим и поселилась на вилле Цезаря. Это не понравилось римлянам, опасавшимся зависимости от Египта. Римляне разнервничались.
Влюблённый Цезарь велел поместить в Риме статую Клеопатры у алтаря Венеры Прародительницы. Как выглядела и как была одета статуя, мы доподлинно не знаем, но выводы делать приходится на фоне факта, что Цезаря вскоре убили (44 год до н.э.). Видимо, слишком сильно любил чужестранку.
Спустя много лет римский император Октавиан Август, главный враг царицы, казнил их сына, Цезариона, чтоб избавиться от соперника. Но Клеопатра, будучи уже в ином мире, смогла глубоко унизить Октавиана: он был вынужден везти на свой «парад победы»… её статую. Вместо живой царицы. Ту самую. Представляете? Клеопатра ускользнула от триумфатора в смерть, и он, бедолага, покорно повёз по Риму её изображение. Потрясающе. В этом сюжете у историков лишь одно расхождение: золотая статуя была или позолоченная?.. Тот же Октавиан мстительно приказал историкам создать ей такую биографию, чтобы долго помнилось. Ну, это у него получилось…
Антоний
Он появился в её жизни после гибели Цезаря. Мощный сюжет, и тоже римский. Бурные годы любви Клеопатры и полководца Марка Антония (Marcus Antonius, 83 до н. э., Рим – 30 до н. э., Египет) дали мировому искусству ещё больше материала, чем её роман с Цезарем.
Когда они познакомилась, Клеопатре было двадцать девять лет. Были слухи (естественно), что Антоний видел её и раньше, но не мог приблизиться: то девочка была ещё мала, то работа ратная отвлекала, и вообще он был женат. Но вот наступил суровый 41 год до н. э. Встретились.
В тот день благосостояние Голливуда, до создания которого оставалось две тысячи лет, уже, считай, подросло, а Шекспир выждет, родится, выучится грамоте и обзовёт покойную распоследними словами, из которых «кобыла» самое мягкое. Нехорошо.
Мужчины-летописцы (под покровительством крепко хозяйствующего заказчика, обычно государя) никогда, по-моему, не задумывались о женской психологии. Женщина чаще всего играет в их творениях пикантную роль. А зря. Объяснить успех и славу Клеопатры пробовали с разных сторон: она была-де очень хорошим товарищем своим великим возлюбленным. На рыбалку, например, с ними ходила. Просто Душечка.
Познакомившись с Клеопатрой близко, полководец оставил армию и последовал в Александрию, где провёл зиму, предаваясь наслаждениям. Клеопатра старалась для Антония как могла. А как? По Плутарху, вместе с ним она играла в кости, вместе пила, вместе охотилась, была в числе зрителей, когда он упражнялся с оружием, а по ночам, когда он, в платье раба, бродил и слонялся по городу, останавливаясь у дверей и окон домов и осыпая обычными своим шутками хозяев – людей простого звания, Клеопатра и тут была рядом с Антонием, одетая ему под стать.
Учитывая, что «платье раба» по-египетски – это отсутствие обуви и почти отсутствие одежды, мы должны вообразить себе невообразимое. И так десять лет! Ещё раз напомню, что Плутарх всего этого не видел, как и все прочие историки, биографы Клеопатры.
Передаётся идиллическая сцена, как пошли однажды Антоний с Клеопатрой всё на ту же излюбленную летописцами рыбалку, и возжелал мужчина поразить женщину рыболовецкими талантами, будто иные средства обольщения закончились. Подговорил ныряльщиков, и они стали исподтишка насаживать ему на крючок бешеный «улов». Клеопатра разгадала хитрость, послала ныряльщика со своей стороны, и тот насадил Антонию вяленую рыбу. Могло быть такое? По-моему, мелковато. И технически трудновыполнимо: вяленую рыбу надо было бы готовить заранее, будто зная, что Антоний примется блефовать. Конечно, рыбу можно трактовать иначе: Клеопатра входила со своими возлюбленными в состязательные отношения и бесстрашно переигрывала их, обладая серьёзным мужским ресурсом личности. Они ей это почему-то легко прощали. (Представим себе – в наши дни – насмешку над каким-нибудь маршалом, не вылезающим из горячих точек. Вы возьмётесь едко подшутить над полководцем? Даже если он влюблён…) А ведь Клеопатра не просто любила Антония и родила от него троих детей. Они с Антонием поклялись умереть вместе.
Незадолго до трагического финала Антоний стал раздавать египтянам римские территории, вследствие чего в 32 до н. э. император Октавиан Август выступил в сенате с обличительной речью против Антония и от имени сената объявил войну Клеопатре. В сентябре 31 до н. э. армии встретились у Акция. Флот Антония и Клеопатры потерпел поражение. Антоний присоединился к своим легионам в Кирене, а Клеопатра вернулась в Александрию, чтобы набрать дополнительные войска и снарядить новый флот. Она намеревалась отказаться от трона в пользу своего сына Цезариона, но Октавиан пообещал ей свою благосклонность лишь при условии, что она убьет Антония. Клеопатра отказалась. Антоний вновь потерпел поражение близ Александрии, а флот Клеопатры перешел на сторону Октавиана. Измена! Клеопатра укрылась – говорят, что в усыпальнице, возведенной ею для себя. Пытаясь умереть, отказывалась от еды. Октавиан пригрозил, что в случае ее смерти убьет детей. Антоний, решив, что она погибла, бросился на меч. Узнав, что Октавиан приказал отправить ее в Рим, Клеопатра покончила с собой. Была похоронена рядом с Антонием, о чем и просила Октавиана в предсмертном письме.
…Человек-профессия – уникум, во все времена вызывавший у зрителей священную оторопь, иногда на грани ужаса. От рождения Клеопатра профессиональная царица, хранительница, воительница. Мужчины – инструмент овладения единоличной властью и удержания трона. И это не извращённые капризы, а задача: страна должна была уцелеть, не поддаться завоевателям, лезущим в богатую древнюю землю со всех сторон. Мужчины её семьи, молодые Птолемеи, её формальные мужья, не годились на роль царей-защитников. Египту последних десятилетий прошлой эры была нужна именно Клеопатра. Но, подозреваю, так и останется неразгаданной фигурой, несмотря на её очевидную высшую квалификацию (или благодаря ей): умение вооружать и возглавлять армии, снаряжать флотилии, говорить божественным голосом на десятке языков, управлять народом, императорами, полководцами, по ходу дела рождая принцев и принцесс. Количество окаменелых легенд уже две тысячи лет мешает установить истину. Мой вывод: её беззастенчиво оболгали – кто по незнанию исторических реалий, кто по простой шапкозакидательской удали молодецкой, а кто с умыслом. Чем глубже я вникаю в судьбу этой царицы, тем отчётливее вижу какие-то злобные физиономии. Историки «сделали вброс», а писатели подхватили, будто «информационный слив». Главное-то налицо: она долго удерживала независимость Египта. Даже став римской провинцией, Египет обрёл особый статус – благодаря погибшей царице.
***
Она мне нужна срочно, повторил Али.
Продолжение последует 11 октября 2020. Начало романа Елены Черниковой «ПандОмия» см. здесь.
Елена ЧЕРНИКОВА
русский прозаик, драматург, публицист, автор-ведущий радиопередач, преподаватель литературного мастерства.
Основные произведения: романы «Золотая ослица», «Скажи это Богу», «Зачем?», «Вишнёвый луч», «Вожделенные произведения луны», «Олег Ефремов: человек-театр» (ЖЗЛ), «ПандОмия», сборники «Любовные рассказы», «Посторожи моё дно», «Дом на Пресне», пьесы, а также учебники и пособия «Основы творческой деятельности журналиста», «Литературная работа журналиста», «Азбука журналиста», «Грамматика журналистского мастерства».
Автор-составитель книжной серии «Поэты настоящего времени». Руководитель проекта «Литературный клуб Елены Черниковой» в Библио-глобусе. Заведует отделом прозы на Литературном портале Textura. Биография включена в европейский каталог «Кто есть кто».
Произведения Елены Черниковой переведены на английский, голландский, китайский, шведский, болгарский, португальский, испанский, итальянский и др.
Живёт в Москве.
Фото Polina Lopatenko