В Японии не знают, как строить отношения с Путиным
Из японской прессы следует, что проводившаяся Синдзо Абэ политика заигрывания с Москвой подвергается критике. Нового премьера Ёсихидэ Сугу предостерегают от её продолжения. Мнения высказываются разные.
Попытался прояснить этот вопрос и "проживший 28 лет в Москве эксперт по международным отношениям Ёсинори Китано, который следил за деятельностью Путина". Так его представило японское издание Yahoo News Japan. Эксперт начинает с того, что, дескать, в Японии обижены на Путина за нежелание "отдавать острова", в результате чего "территориальная проблема не только не сдвинулась с мертвой точки, а, наоборот, оказалась в еще большем тупике". Это якобы создает в Японии настроения в пользу того, чтобы чуть ли не разорвать отношения с Россией.
Конечно, в Стране восходящего солнца немало ультраправых элементов, для которых Россия – как кость в горле. И не только Россия. Ничему не научившиеся у истории японские националисты, среди которых есть и настоящие нацисты, в равной степени ненавидят и других своих соседей, в первую очередь китайцев и корейцев, до сих пор считая их людьми второго сорта.
Китано же, который долго жил в России, к таким не относится. Он разъясняет, что шовинизм и открытая русофобия не будут на руку Японии. И дело тут в серьезных геополитических и военно-стратегических расчетах. Японцы хорошо понимают, что, отталкивая от себя Россию, ухудшая с ней отношения, Токио толкнул бы Москву ещё ближе к Пекину. Автор статьи откровенен: "Итак, мы поняли, что Россия не собирается возвращать северные территории. Как тогда Японии выстраивать отношения с Россией? Я думаю, что многие не против разрыва отношений с Россией. Действительно, я тоже считаю, что так можно было бы поступить в обычных обстоятельствах. Но сейчас обстановка несколько иная, хотим мы этого или нет. В ноябре 2012 года Китай предложил России и Южной Корее сформировать единый антияпонский фронт. Тогда Пекин заявил, что у Японии нет прав не только на Сэнкаку, но и на Окинаву. В связи с этим кабинет Абэ начал улучшать отношения с США, Россией и Южной Кореей. В апреле 2015 года премьер Абэ выступил в американском Конгрессе с речью под названием "Союз надежды"".
Как и другие японские обозреватели, Китано не теряет надежды на то, что Путин, хотя и усложнил разрешение "территориальной проблемы", согласившись на запрещающую отчуждение российских земель поправку к Конституции РФ, но допустил изменения российской границы через процедуры демаркации и делимитации. И тем самым якобы сделал для Японии исключение. Автор статьи пишет: "1 июля 2020 года в России прошел референдум по поправкам в Конституцию. В результате Путин получил возможность продлить срок полномочий, и велика вероятность, что он будет находиться у власти до 2036 года. Кроме того, в новую Конституцию включили статью о запрете на отчуждение территорий. При этом исключением является демаркация границ с сопредельными государствами. Можно предположить, что переговоры по южным Курилам выступают в качестве исключения".
Задается вопрос: "Как новому премьеру Суге общаться с авторитарной администрацией Путина в таких тяжелых условиях?" Китано отвечает: "Закономерность первая – если заводить речь о территориальной проблеме, отношения с Россией ухудшаются. Закономерность вторая – если говорить о выгодном бизнесе, отношения с Россией улучшаются". Повторяющимся рефреном японский обозреватель приписывает Путину такой подход к Стране восходящего солнца: "Я хочу денег, но территории отдавать не хочу".
Очень странные слова. Ибо ни Путин, ни Лавров, ни какой-либо другой российский руководитель, насколько известно, никогда не просили у Японии денег, тем более за Курилы. Китано же пытается убедить японского читателя в "меркантильном" подходе Москвы к ее отношениям с Токио. В действительности подход иной. Он предусматривает не "выкачивание Россией денег из Японии", что невозможно и глупо, а взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество без привязки к политическим проблемам. Считаю, подобные недостойные обвинения должны встретить отпор в Москве.
Фото: sm-news