Угрозы и шантаж: Германия хочет наказать Россию за инцидент с Навальным
Третьи сутки Светлана Тихановская проводит в заботливых руках немецких политиков, которые шлифуют образ лидера белорусской оппозиции. Как элементарная частица, проходя через поле Хиггса, приобретает массу, так и Тихановской движение по коридорам бундестага придает ощущение собственного политического веса.
"Мы не хотим сказать, что Путин должен решать, что делать с нашими проблемами. Это наши внутренние проблемы. Сами белорусы должны найти выход из этого политического кризиса. Мы хотим пригласить его в качестве посредника, как и других лидеров, чтобы они были посредниками в организации диалога между властями и народом, не более того".
В свою очередь министр иностранных дел Маас поинтересовался, чем Германия может помочь белорусской оппозиции. Светлана рассказала, что актуальна гуманитарная помощь, поддержка гражданского сообщества и независимых медиа.
На встречу с Тихановской Маас пришел прямиком с парламентских слушаний по делу российского Oppositionsführera, как в немецкой прессе называют Навального. Блогер замечательно оправился от комы и одно за другим выдает интервью с рассказами о том, как его отравили оружием массового уничтожения, как он умер и воскрес, что спасло его чудо и немецкие врачи. Навальный требует новых санкций в отношении России и окружения российского президента. В интервью таблоиду Bild в качестве одной из санкционных мишеней он предложил российского дирижера Гергиева, который сотрудничает с театрами в Лондоне, Роттердаме, Мюнхене и Вене.
Министр Маас дал понять, что правительство Германии готово к обсуждению различных вариантов санкций, потому что ОЗХО якобы подтвердило выводы секретной лаборатории бундесвера — "Новичок". При этом в отчете экспертов ОЗХО этот термин ни разу не употребляется — речь идет о наличии в крови и моче Навального неких биомаркеров вещества, которое имеет структуру, схожую с этим токсином. В анализах блогера, взятых в России, никаких следов отравления обнаружено не было, а, значит, нет повода для уголовного расследования. Он мог бы появиться, если бы Германия поделилась своими данными. Навальный этого не хочет, сдерживая смешок сообщил Маас.
"На сегодня к нам поступили четыре запроса об оказании правовой помощи из России. Если мы их одобрим, и мы это сообщили российской стороне, мы готовы принять все необходимые для одобрения шаги, но только в конечном итоге решение будет за господином Навальным — готов ли он передать личные данные, хочет ли он отвечать на вопросы. Судя по всему, он не считает, что это соответствует интересам его безопасности”.
Подобную логику рассуждений часть немецких депутатов, присутствовавших в зале, безусловно удовлетворила, а часть нет. Вот что заявил депутат бундестага от партии "Альтернатива для Германии" Армин-Паулюс Хампель.
— Вы должны определиться, на какой версии хотите остановиться. Вы утверждаете, что в России не ведется следствие. Если вы получаете запросы российской прокуратуры, то я могу интерпретировать этот шаг как желание расследовать дело, иначе бы они не стали ничего спрашивать.
А вот что отметил депутат бундестага от партии "Левые" Александр Ной:
— Меня удивляет это в том плане, что федеральное правительство Германии должно быть очень заинтересовано во всеобъемлющем расследовании дела. Получается, что в правительстве нет готовности повлиять на господина Навального, чтобы тот ответил на вопросы российской стороны.
В одном из своих интервью Навальный сообщил, что его лечение в госпитале "Шарите" обошлось в 70 тысяч евро. Сейчас личный гость канцлера тоже проживает в Германии за счет федерального бюджета, и министр демонстрирует безграничное гостеприимство:
— Он наш гость. Мы ответственны за его безопасность и медицинское сопровождение. Я придерживаюсь мнения, согласно которому то, что мы сделали, красит Германию.
Фракция "зеленых" ожидаемо интересовалась, нельзя ли как-нибудь пустить под нож "Северный поток -2". Маас дал понять, что санкции, если и будут, то персональные. Федеральное правительство не готово отказываться от стратегического проекта, а давление со стороны США считает вмешательством в свои внутренние дела.
В целом ситуацию с Навальным, с точки зрения министра, не надо рассматривать как конфликт Германии и России. "У России теперь проблемы с ОЗХО", — сообщил Маас, который в последние полтора месяца приложил массу усилий к тому, чтобы заморозить контакты Москвы с Берлином.