Москвич с квартирой – больше не мечта?
В отсутствии интернета расстояние действительно является важнейшим фактором, влияющим на заработок, уровень культуры, качество жизни. Потому что еще 20-30 лет назад ты мог быть кем угодно, с любыми способностями. Но если в твоем городке люди только рождаются, страдают и умирают, ты будешь делать ровно то же самое. И даже если ты красивее юной Моники Беллуччи, то выйти в своей деревне тебе будет все равно некуда, разве что замуж.
Москвичи чувствовали себя особой кастой, и не без оснований. Даже самые неудачные члены популяции (во всех смыслах) посматривали на самых юных, самых безупречных гурий свысока. И даже самые интеллигентные и благородные личности иногда в разговоре внезапно портили воздух невыносимым московским снобизмом. А уж о тех, чьим единственным источником существования была сдача комнаты в наследственной квартире, я вообще молчу, там этот вонючий снобизм производился в промышленных масштабах. А потом что-то произошло. Прискакал первый всадник Апокалипсиса, интернет.
Он принес с собой не только возможность невозбранно рассматривать котиков и строение женских молочных желез женщины, нет. Он принес с собой удаленную работу, благодаря которой девочка из провинции может зарабатывать больше того самого столичного москвича. Конечно, если повезет, но…
Второй всадник – многочисленные виртуальные библиотеки, кинотеатры и онлайн-курсы – немного сравняли дисбаланс в общем и профессиональном развитии. И даже в самом отдаленном уголке страны стало возможным не ограничиваться ассортиментом книг в местной избе-читальне, а приобщиться к всемирной шкатулке ценностей. Ну скажите честно, разве Набоков, например, станет хуже от того, что читают его не в Москве, а где-то в Воронеже? Я знаю одну даму из маленького провинциального городка, которая благодаря интернету срослась с французской литературой настолько, что сейчас работает главным редактором в одной из французских газет. Почему нет?
Третий всадник – соцсети – отобрали у столичных жителей эксклюзивность элитных знакомств. Ну правда, если раньше в депрессивных городках был выбор общаться с местными алкашами или не общаться ни с кем, гордо сидя в одиночестве на насесте, то сейчас вообще никак не надо заморачиваться географией. Интересные люди не живут в башнях из слоновой кости, вот они, в зоне доступа. По крайней мере, пока электричество не отключили.
Ну а добил всех, конечно, короновирус. То самое время, когда и москвичи, и провинциалы, и деревенские жители осели по домам, и стало ясно, что просторные угодья где-то под Саратовом ничуть не хуже комнаты в столице. А глобальный переход на удаленку очень скоро приведет к тому, что «московская прописка», на алтарь которой в доисторические времена клались жизни, станет чем-то типа модного аксессуара, а не решающим вектором в жизни…
Недавно мне попалась статья про рынок самых маленьких квартир в Москве. Студии размером 12,11, 10 и даже 8 кв.м. завоевывают своего покупателя. И если раньше количество таких «квартир» измерялось в сотнях, то сейчас счет пошел на тысячи, и рынок с каждым годом продолжает расти. Понятное дело, что покупают такое жилье в основном молодые люди без семьи. Но ведь когда-то и они решат обзавестись наследниками и бодро начнут искать юных девственных провинциалок модельной внешности…
И хоть мне самой уже все равно, я старая большая черепаха, и вовсе на москвичей не претендую, но дочерей воспитывать в парадигме «непременно московский москвич», в которой были воспитаны миллионы девчонок моего поколения, считаю в наши дни по меньшей мере странным. А то можно всю жизнь и молодость положить на борьбу за 8 квадратных метров жизненного пространства. В которых легко и изящно помещается кухня, туалет, ванная, компьютер, чтобы работать по удаленке, и стрессы с депрессиями…
Что скажете?