В России решили отказаться от бензиновых двигателей, но есть сомнения
МОСКВА (ИА Реалист). Если быть точным, то хотят пока отказаться не во всей России, а в отдельной Сахалинской области. Об этом заявил губернатор региона на острове Валерий Лимаренко. По его словам, отказаться от автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями реально уже через десять лет. Альтернатива известна: электромоторы и агрегаты, работающие на газу. Чиновник уточнил, что такие перемены невозможны без подготовленной инфраструктуры. Власти пообещали заняться вопросом зарядных станций, и организовать к концу 2020 года сеть передвижных комплексов с газомоторным топливом.
Весть о скором экологическом будущем разлетелась по всем крупным новостным порталам. Повод-то хороший, но есть сомнения. Почему? Объясняет специалист компании по подбору автомобилей CarTrue.
Так вышло, что буквально через неделю после слов Валерия Лимаренко, известная аудиторская компания KPMG опубликовала рейтинг готовности разных стран к электромобилям. Исследование было составлено на основе опроса. В числе 3,5 тысяч респондентов водители электрокаров, владельцы бизнеса, связанного с этой сферой, продавцы машин на электротяге и эксперты отрасли. Они рассказали, как относятся жители их страны к электрическим автомобилям, вкладывается ли государство в развитие отрасли, какая инфраструктура для электротранспорта уже есть, и сколько машин на батареях на улицах городов. Всего в рейтинге 25 государств: 12 крупнейших европейских экономик, включая Россию, 7 азиатских, 4 с американского континента, Новая Зеландия и Австралия. Мы в этом списке третьи — с конца.
Хуже дела только в Бразилии и Индии. Максимальные 10 баллов не достались никому. Ближе всего к этой цифре Нидерланды (7,9). На втором месте Норвегия (7,4), замыкает тройку лидеров Швеция (7). Результаты кажутся объективными, ведь одного только количества электрокаров оказалось недостаточно. В Китае 3,5 миллиона машин, в США — 1,5, но они заняли 20 и 4 места соответственно, потому что у европейцев лучше инфраструктура.
В России, по данным аналитического агентства "Автостат", зарегистрировано 44,6 млн легковых автомобилей. Это данные на 1 июля 2020 года. Из них 7925 — электрические автомобили. Получается, что проникновение электрокаров в парк страны на уровне погрешности: примерно 0,017%. В Норвегии этот показатель равен 11,5%, в Нидерландах — 2,5%. То есть между автомобилями на альтернативном топливе и всей страной зияет пропасть.
Причин тому много. Например, стоимость электрокаров. Она все еще очень большая по сравнению с аналогами на привычном топливе. Для нашей страны это имеет определяющее значение. Даже в богатой Москве электрических транспортных средств меньше, чем в Приморском крае. Все из-за цены, по которой могут привести машину с рынка Японии. Поэтому новые авто с аккумуляторами вместо бака покупают редко, а если решаются ездить на таких, то берут с пробегом и дешевле. В 2019 году появилось 383 новых электромобиля. В 2018 году их было только 144. Рост на 145%, но на общем фоне продаж он ничтожный. Кстати, в самом Сахалине летом 2020 года на учете было только 85 электрических машин.
Второе - это преференции для владельцев экологически чистых автомобилей. У нас они есть, но очень скромные. На том же Сахалине действует скидка 50% на оплату транспортного налога за электромашину. Эксперты отрасли считают, что транспортный налог для этой категории транспортных средств следует вовсе отменить. Или выбрать границу мощности в пределах которой обязательной государственной пошлины не будет. Так, чтобы за мощные электрокары платили пониженную ставку, а все остальные экономили. Еще есть предложение снизить накладные расходы при ввозе. Считается, что таможенные пошлины, установка ГЛОНАСС, НДС и другие сопровождающие платежи прибавляют к итоговой цене почти 40% сверху.
Сюда же запишем инициативу пускать эко-транспорт на выделенные полосы, и сделать для них свободный проезд по платным дорогам. Жаль, что Минфин и Минтранс эти инициативы не поддерживают. Пока в списке отвоеванных льгот только бесплатная парковка в Москве. На этом месте некоторые читатели могут заметить, что в Европе, наоборот, планируют сворачивать льготы для таких машин или уже отменили, но это другое. На фоне развитой инфраструктуры и цен на электрокары давать их владельцам дополнительные права нет смысла.
И вот мы подошли к еще одной причине нашего скепсиса — инфраструктуре. Станций зарядки и передвижных комплексов с газомоторным топливом по всей России пересчитать по пальцам. В Москве на данный момент около сотни зарядных портов, и все они в пределах ТТК. В планах Департамента транспорта увеличить это число до 600 к 2023 году. В Северной столице на начало 2020 года было 28 зарядных комплексов, в Челябинске 10. По две точки работало в Перми, Самаре, Уфе, Екатеринбурге и Краснодаре. Если мы говорим о больших регионах, где между городами сотни километров, альтернативы дизелю и бензину нет. Даже в столице многие владельцы транспорта будущего вынуждены воевать с управляющими компаниями за личную розетку во дворе или на паркинге, а потом защищать их от вандалов.
Итого получается, что хорошие планы разбиваются о реалии, исправлять которые долго, последовательно и дорого. Многие не учитывают тот факт, что электромобили существуют не сами по себе, а как часть стратегии перехода всего государства на новые виды энергии. Нельзя в зависимой от угля стране без ветряных и солнечных станций, и вообще без культуры потребления альтернативной энергии, пересадить всех на машины с приставкой "электро". Это работает только в комплексе.
Что будет в будущем - покажет время, пока мы меняемся в сторону альтернативных автомобилей очень медленно.