Элвин Грей о Хамдуне Тимергалиевой: «Она мне сказала: «Улым, мин сине яратам»
Завтра с легендарной певицей и «воякой на эстраде», ушедшей на 72-м году жизни, простятся в Татгосфилармонии, а сегодня ее вспоминают коллеги
В понедельник утром стало известно о смерти Хамдуны Тимергалиевой — одной из последних больших татарских певиц еще советской эпохи. У артистки на даче остановилось сердце. Слова соболезнования сегодня произносят очень многие, включая президента Татарстана Рустама Минниханова. «Ее внешность, образ жизни, голос, харизма — все это вместе называется Хамдуна», — говорят о Тимергалиевой. В разговоре с «БИЗНЕС Online» певицу вспоминают Радик Юльякшин, Айдар Галимов, Фердинанд Салахов и другие.
«КАК ГОВОРИЛ МУСА ДЖАЛИЛЬ, УМИРАТЬ БУДЕМ С ПЕСНЕЙ»
«На пандемию не оглядываемся, а поем. Наш народ всю жизнь пел, поет и будет петь. Как говорил Муса Джалиль, умирать будем с песней», — говорила «БИЗНЕС OnlIne» совсем недавно Хамдуна Тимергалиева, участница церемонии вручения премии телеканала TMTV. Причем никого не удивляло, что 71-летняя артистка выступает в шоу, которое устроил музыкальный канал, работающий прежде всего на молодежную аудиторию. Особый талант и харизма Тимергалиевой позволял ей быть своей перед любой публикой.
И вот сегодня совершенно неожиданно пришла новость о том, что певицы, одной из последних легенд татарской эстрады еще советских времен, не стало: Хамдуна-апа скончалась от остановки сердца. «Она уже давно мучилась с этим, был установлен кардиостимулятор, — рассказал нашему корреспонденту племянник и продюсер Тимергалиевой Ильхам Шариф. — В теплое время она жила на даче, там и скончалась. Вышла, чтобы открыть кран, и внезапно остановилось сердце. Пришли участковые, констатировали смерть».
Наша героиня, как и многие звезды татарской эстрады, родилась в Башкортостане, в 1949 году в деревне Кутлиярово Бураевского района. В 1970 году окончила Башкирское республиканское культурно-просветительное училище по специальности «дирижер хора». С 1976-го — солистка-вокалистка Татгосфилармонии, работая в том числе и в коллективе Ильгама Шакирова.
Вот как описывает ее артистический талант профайл на сайте филармонии им. Тукая: «У певицы от природы богатый и яркий по тембру голос — меццо-сопрано широкого диапазона, ровно звучащий как в низком, так и в высоком регистрах, что позволяет ей исполнять практически любые песни. Глубокое знание этнического фольклора, яркий талант, своеобразная манера исполнения принесли ей исключительно высокую популярность и любовь зрительской аудитории». При этом Тимергалиевой одинаково удавались как композиции современных авторов, так и интерпретации народных песен.
Рустам Минниханов написал в своем «Инстаграме» на родном языке: «Татарстан и татарский мир понес большую утрату. Не стало одной из самых популярных и по-настоящему народных татарских певиц, народной артистки Татарстана Хамдуны Тимергалиевой. Ее с любовью слушали многие поколения. Пусть нашей любимой земля будет пухом, выражаем глубокие соболезнования родным и близким».
Интересно, что народной артисткой РТ Хамдуна-апа стала еще в 1991-м, а с аналогичным званием в родном Башкортостане вышла целая история. Буквально сегодня стало известно, что еще в феврале Тимергалиева стала народной артисткой РБ, но почему-то об этом не знала ни сама певица, ни ее родные и близкие: видимо, власти соседней республики ждали какого-то подходящего торжественного момента, появлению которого помешал коронавирус. Теперь вручать награду придется посмертно.
«ХАМДУНА-АПА ВСЕГДА С ГОРДО ПОДНЯТОЙ ГОЛОВОЙ ШЛА К СВОЕЙ ЦЕЛИ»
В какой-то момент Тимергалиева стала реже появляться на концертах и ТВ, судачили, как и принято в артистической среде, о перипетиях ее личной жизни и вредных привычках, но в последние годы она словно переживала вторую молодость: давала сольные концерты, участвовала в крупных мероприятиях вроде «Татар җыры» и даже стала молодежным блогером Хамднюшей, обличающей фонограмщиков на эстраде. «Есть те, кто меня ругает за это, есть те, кто безумно хвалит, мол, Хамдуна-апа идет в ногу со временем, — рассказывала Тимергалиева в интервью „БИЗНЕС Online“ о своем новом образе. — Мне же не хочется стареть, сейчас пошел 69-й год, 24 мая 2018 года исполнится 69 лет. Пока энергия кипит, не хочу дома сидеть в образе старухи. Я ведь не постарела — ни душа, ни голос…»
А еще артистку всегда ценили за свое мнение, которое она никогда не стеснялась выражать, невзирая на то, что об этом подумают коллеги по цеху или люди в высоких кабинетах.
Вот, например, что она говорила о фестивале «Үзгәреш җиле». «Что это за „Ветер перемен“? Портить наши песни, уходить от оригинала — это не перемены. Аранжировку они хорошо делают, но я одного не понимаю: у нас в республике есть сильные музыканты, почему бы им не доверить изготовление аранжировок? Зачем это делать в Москве? У нас есть шикарные музыканты, отличное оборудование, — сокрушалась Тимергалиева. — „Үзгәреш җиле“ — это раздача денег москвичам, гастарбайтерам от искусства, чтобы наши голодными сидели».
При этом она хвалила «Барс Медиа», во многих проектах продюсерского центра Хамдуна-апа участвовала: «Многие певцы оттуда вышли. Если бы не „Барс Медиа“, никто бы их не знал. Я сама с ними работаю как приглашенная, за полгода вперед спрашивают, буду ли я выступать на том или ином концерте. Были люди, которые разругались и ушли от „Барс Медиа“, и где теперь они? Исчезли».
Одна из руководителей «Барс Медиа», директор по развитию и инновациям ООО «Барс-Рекордс» Дина Гараева сегодня тоже вспоминала в разговоре с «БИЗНЕС Online» Тимергалиеву: «Это действительно легендарная личность, такая она была одна, до последнего дня работала. Была на сцене, сегодня с утра она должна была прийти на репетицию нашего „Театраль солянка“, у нас были запланированы на этой недели с ней концерты, где она должна была сыграть главную роль. Так скоропостижно ушла. Мы как компания всегда помогали, всегда были с ней, на каждое наше мероприятие, на каждый наш фестиваль ее приглашали, очень ее ценили, любили».
Гараева уверена, что это большая утрата для татарского народа и татарской песни: «Сама с ней очень тесно общалась всегда, мы были в очень хороших отношениях. Могу сказать, что она была моим учителем во многом. Всегда меня она поддерживала во всем, всегда относилась ко мне как к дочери, она была всегда предана татарскому народу, всегда говорила правду в лицо. Очень, конечно, много разных небылиц про нее говорили в разное время. Но Хамдуна-апа всегда с гордо поднятой головой шла к своей цели». Наша собеседница напомнила, что Тимергалиева выступала на концерте «Барс Медиа» в Набережных Челнах 9 сентября — «Татарча солянка»: «Из-за санитарных требований зал был заполнен на 50 процентов, и все присутствующие встали, стоя ей аплодировали. Это было ее последнее выступление».
«ОНА ВСЕГДА МЕНЯ ПОДДЕРЖИВАЛА, ЗАЩИЩАЛА, КОГДА КТО-ТО НАЧИНАЛ ПЛОХО ОТЗЫВАТЬСЯ»
Тимергалиева всегда поддерживала и главного покорителя девичьих сердец на татарской эстраде Элвина Грея (Радика Юльякшина), творчество которого любят поругивать и многие коллеги по цеху, и часть публики. А тот в ответ называл артистку «мамой».
«Не понимаю своих коллег, которые так относятся к по-настоящему талантливой молодежи. Вон Элвина Грея обливают грязью, — рассказывала „БИЗНЕС Online“ певица. — Я знаю его с тех пор, когда он был еще ребенком. Это „эксклюзив малай“, собирает вокруг себя молодых, дает концерты… Зачем его с кем-то сравнивать? Мы же не сравниваем его с тем же Хворостовским, он по-своему эксклюзивен. Сейчас все молодые стараются походить на Радика-Элвина, делают такие же прически, так же одеваются. Он несет за собой что-то положительное. Но Радик Юльякшин не станет Паваротти, Марией Биешу или Монсеррат Кабалье. Я тоже не Уитни Хьюстон, а Хамдуна. На лугу очень много цветов, каждый прекрасен по-своему».
Тимергалиева объясняла критику в адрес Юльякшина элементарной завистью: «Он продает билеты по 2 тысячи рублей, их расхватывают. Кто на татаро-башкирской сцене продает за такую сумму? Никто. Он собирает полные стадионы, нужно за него радоваться — это драгоценный камень нашей нации. Выбирается ведь птенец из яйца, так и Элвин клювом разбивает скорлупу. Он эксклюзивен, притянул к себе ребят, которые валялись возле клуба».
А вот что рассказал о своих эмоциях от сегодняшней новости сам Элвин Грей. «Я сегодня проснулся, и сообщили такую трагическую новость. Очень долго не мог отойти, очень большая потеря, до сих пор успокоиться не могу, — сообщил Юльякшин „БИЗНЕС Online“. — Она была близким мне человеком, наставником, была как родная душа, она была святая, примадонна нашей эстрады. Она всегда меня поддерживала, защищала, когда кто-то начинал плохо отзываться. Такое отношение взрослого человека к молодому дорогого стоит. Я буквально два-три дня назад с ней созванивался, просто чтобы узнать, как ее дела. Она мне сказала: „Улым, мин сине яратам“. Я тоже сказал ей: „Хамдуна апа, мин сине шундый яратам“… А сегодня услышал такую новость… Народ ее очень любил не только в Татарстане или Башкортостане, по всей стране».
Юльякшин добавил, что завтра обязательно будет присутствовать на прощании с артисткой. По информации из Татарской государственной филармонии им. Тукая, траурная панихида по Тимергалиевой состоится завтра, 15 сентября, в 10:00 в здании филармонии по адресу: ул. Павлюхина, 73. Похоронят певицу также в Казани.
«НЕ ЗНАЮ, КАК В КАЗАНИ, А В УФЕ МЕРЗКАЯ ПОГОДА, ЛЬЕТ ДОЖДЬ, КАК БУДТО ПРИРОДА САМА ПЛАЧЕТ»
Собеседники «БИЗНЕС Online» вспоминают легендарную певицу.
Айдар Галимов — народный артист Татарстана и Башкортостана, депутат Курултая РБ:
— Последний раз мы встретились с ней на премии TMTV, никак не думал, что это будет последняя встреча. Сегодня не только для меня, для многих это очень тяжелая весть, не радостно началась неделя. Не знаю, как в Казани, а в Уфе мерзкая погода, льет дождь, как будто природа сама плачет. Хамдуна-апа, она одна такая, это целая история, целый пласт, не похожая ни на кого, Хамдуна есть Хамдуна. Ее внешность, образ жизни, голос, харизма — все это вместе называется Хамдуна. У нее многому надо было всем учиться. Она до того была предана своей работе, зрителям.
Такой пример приведу. Мы вместе с ней на фестивале «Дуслык күпере» гастролировали по многим городам, все в одном автобусе — и молодые и люди уже в возрасте — она хоть бы раз пожаловалась, человек старой закалки. Приезжаем в какой-нибудь город, артисты разбредаются, некоторые даже не готовятся к выступлению, а Хамдуна-апа все время выходила на сцену, чтобы проверить микрофоны, звук. Как бы ей тяжело не было, как бы она не уставала, она всегда готовилась к своему выступлению. Это для нас всех пример. Часто про Хамдуна-апа говорили, что она была несчастна, одинока, я бы так не стал говорить, у каждого своя судьба, по мне Хамдуна-апа была очень счастлива как певица, как личность, потому что она до своего последнего дня была на сцене. У нее, несмотря на возраст, не пропал голос, был свой зритель, любовь публики. Она сама их очень любила. И это само по себе большое счастье для певца.
Рифат Фаттахов — директор фонда им. Вагапова:
— Еще в прошлую среду мы встречались с Хамдуной-ханум на открытии памятника Ильгаму Шакирову в его родной деревне. А сегодня мне пришлось начать финал конкурс «Яңа татар җыры» с минуты молчания в память о Хамдуне Тимергалиевой. В тот день Хамдуна-ханум была в хорошем настроении, говорила, что обязательно проведет концерты, не состоявшиеся из- за пандемии. И с фуршета ушла пораньше, куда-то спешила. Безусловно, в истории татарской эстрады у Хамдуны Тимергалиевой будет свое достойное место. Она была очень самобытной певицей. Артисткой с яркой харизмой, с сильным характером.
Фердининд Салахов — народный артист РТ:
— Хамдуна Тимергалиева — это народное достояние, поистине народная певица, неповторимая, единственная Хамдуна. До последних дней она выступала, причем всегда только вживую, не признавала пение под фонограмму. Только позавчера она вернулась с концерта в Набережных Челнах, там провела «сольник». На татарской эстраде еще не было артиста, старше 70 лет, который бы давал сольный концерт, она была единственной, с неповторимым тембром голоса. Она была воякой на эстраде, воином, служителем народа.