Пик Европы. Что нужно, чтобы покорить Эльбрус?
Приэльбрусье сегодня — один из популярных отечественных курортов. Сюда едут за сказочными видами и острыми ощущениями. Кроме того, покорение Эльбруса — по-прежнему желанная цель для начинающих альпинистов. Но многие забывают, что горы могут быть очень опасным местом, особенно если относиться к ним без должного уважения.
Корреспондент АиФ.ru наблюдал за восхождением на высочайшую точку Европы финалистов конкурса «Лидеры России» и выяснял, что нужно, чтобы это мог сделать каждый.
Манящая вершина
Впервые восхождение на Эльбрус совершили участники экспедиции Русского географического общества в 1829 году. С тех пор количество покорителей вершинытолько росло. Если в 1928 году на пик поднялись 32 группы туристов, то в 1935 году на вершине побывало уже 2016 человек. А в 1960 году только во время альпиниады в честь 40-летия Кабардино-Балкарии Эльбрус покорили 1395 человек.
В наше время инфраструктура в Приэльбрусье уже достаточно развита. Из небольшого городка Азау идет канатная дорога, которая доставляет туристов на высоту 3750 метров до приюта «Бочка». От него рукой подать до легендарной советской гостиницы для альпинистов «Приют одиннадцати», расположенной на высоте 4050 метров. Сама гостиница до наших дней не сохранилась, однако именно отсюда начинается классический маршрут восхождения по Южному склону. У подготовленных альпинистов путь на вершину от «Приюта одиннадцати» занимает 5-6 часов. Есть и другие маршруты: северный, западный и экстремальный путь по восточному склону, которые требуют более основательной подготовки, но позволяют покорить вершину без помощи канатки и ратраков.
История одного спасения
Каждый год на Эльбрусе гибнет в среднем от 10 до 20 человек. Простая на первый взгляд гора таит свои опасности. Из-за специфического географического положения погода здесь портится в считанные часы. Плюсовая температура может резко обернуться морозом, вершину может накрыть туман или снежная буря. Бывали случаи, когда альпинисты на несколько суток оказывались заперты на седловине между двумя вершинами Эльбруса. Именно из-за резкого ухудшения погоды 9 мая 2006 года на горе замёрзли насмерть сразу 11 туристов. Не менее опасны и ледяные трещины, в которых гибнут даже опытные альпинисты.
Из-за кажущейся простоты и доступности на штурм вершины регулярно отправляются неподготовленные люди. Характерна история 17-летнего школьника из Череповца Игоря Смирнова. Парень увлекся альпинизмом, смотрел ролики о восхождении на Эльбрус на YouTube и однажды решился. Приехал к горе, у подножья нашел себе попутчиков, таких же энтузиастов, и отправился с ними наверх со стареньким снаряжением из секонд-хэнда. На горе Игорь выдохся и отстал от попутчиков, но его это не остановило. Несмотря на гипотермию, он почти дошёл до вершины, когда поздно вечером потерял сознание.
К счастью, ночь выдалась относительно тёплой, Игорь не успел замёрзнуть насмерть. А на следующее утро на него наткнулась экспедиция клуба «Эльбрус», организованного финалистами и победителями конкурса «Лидеры России». «Я шёл первым, и вдруг вижу впереди странный камень, — рассказывает АиФ.ru Олег Жданеев, один из участников экспедиции, для которого это было уже третье восхождение на вершину. — Подходим, а это мальчик. Начали его тормошить, он зашевелился. Живой».
Несмотря на сказочную удачу, жизнь Игоря все равно висела на волоске. В экспедицию «Лидеров» входил десяток молодых подготовленных мужчин и несколько опытных гидов с опытом восхождения на Эверест, но даже для них спустить 70-килограммового парня вниз было нелегкой задачей. На таких высотах без кислорода переносить тяжести — огромный труд. Игоря несли вниз посменно по два человека. Мальчика осторожно спустили к канатной дороге, где его уже ждали спасатели. У него были отморожены все пальцы на руках и ногах, и бывалый инструктор, мастер спорта по альпинизму Александр Яковенко качал головой: пальцы уже не спасти. Но по настоянию руководителя конкурса Алексея Комиссарова и других участников экспедиции, пострадавшего доставили на лечение в Москву. Там врачи сделали невозможное, спасли парню почти все пальцы. Игорь потерял всего одну фалангу. Правда, в больнице пришлось провести 4 месяца.
«Мне потом звонили друзья и говорили: если бы на твоем месте оказался кто-то другой, мы бы подумали, что этого парня специально высадили на вершину, чтобы чиновники его красиво спасли», — смеётся Александр Яковенко. «Нам тогда было совсем не до шуток», — качает головой Олег Жданеев.
Как готовиться к восхождению
Спустя год Игорь вновь отправился в горы. На этот раз он был полон решимости сделать всё по науке. «Я уже пробовал взойти на вершину по-своему, — рассказывает он корреспонденту АиФ.ru. — И теперь захотел сделать все правильно, как надо».
В новую экспедицию Игорь отправился со своими спасателями — клубом «Эльбрус». Клуб этот организован суперфиналистами и победителями всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России». Для них это восхождение — что-то вроде тимбилдинга. Автором идеи стал победитель первого финала «Лидеров России» Олег Жданеев, который сам давно увлекается альпинизмом.
Олег понимал, что для покорения Эльбруса требуется серьезная подготовка и помощь опытных инструкторов. Ведь для подавляющего большинства «Лидеров» даже просто подъем на высоту больше 2000 м будет первым в жизни. За помощью решили обратиться в организацию «Управление альпинистских лагерей России». «Звонят мне и говорят: "Хотим на Эльбрус за три дня". Я им объясняю, что это просто небезопасно. Нужно по-хорошему две недели на подготовку и акклиматизацию, — рассказывает руководитель экспедиции Александр Яковенко. — В итоге сошлись на 10 днях».
Каждому потенциальному участнику восхождения пришлось сдавать нормативы: бег на 10 км за час, бег на 6 км за полчаса, 300 приседаний за 10 минут. В этом году желающих было больше 80, из них отобрали 10 человек с лучшими результатами. Нормативы пришлось сдавать и Игорю. Причем он делал это одновременно со вступительными экзаменами в вуз.
Следующая обязательная часть программы — альпинистский лагерь. «Если вы хотите попробовать себя в альпинизме, то, конечно, начинать надо не с роликов в интернете, — говорит АиФ.ru инструктор по безопасности, член Русского географического общества Александр Расторгуев. — Лучше всего найти в родном городе клуб альпинистов или записаться в альпинистский лагерь. Там вас научат азам. А восходить на вершину вы будете не в гордом одиночестве, а в команде, с инструкторами, что уже серьезно сокращает риски».
Учиться приходится всему. Например, правильно завязывать шнурки, чтобы они не распустились в самый неподходящий момент на вершине. Правильно ходить в кошках по льду, работать ледорубом, крепить страховку... И даже правильно дышать — при долгом подъёме в разряженном воздухе это очень важный навык. Наконец, надо уметь правильно рассчитывать свои силы. В 1994 г. Александр Яковенко во время восхождения на Эверест достиг с группой высоты 8500 м, но из-за непогоды решил повернуть назад, чтобы спасти жизни и здоровье участников восхождения. Многие другие альпинисты заплатили своими жизнями за то, что не рассчитали силы на обратный путь.
Восхождение
Перед подъемом на Эльбрус надо пройти акклиматизацию. Обычно она длится около недели. За это время группы альпинистов совершают тренировочные восхождения на склоны, чтобы привыкнуть к высоте.
В день восхождения группа отправилась в путь еще до восхода, в 3 часа ночи. Если бы до часа дня экспедиции не удалось достичь вершины, им пришлось бы развернуться. Но спортивное счастье, погода и подготовка оказались на стороне клуба «Эльбрус». Около полудня 1 сентября группа вместе со счастливым Игорем покорила вершину, а затем благополучно спустилась вниз.
Все участники получили нагрудный знак альпиниста России. Его получает каждый, кто прошел начальную подготовку в одном из альпинистских лагерей и сумел покорить Эльбрус по маршруту хотя бы 1Б категории сложности.
Безопасное Приэльбрусье для всех
Разумеется, далеко не все туристы, которые приезжают в Приэльбрусье, идут покорять вершину. Кто-то по канатке лишь добирается на высоту 4000 м, где гуляет и фотографирует окрестности. «Во время одного из акклиматизационных выходов мы встретили там семью из папы, мамы, девочки лет десяти и мальчиком лет четырёх. С одной стороны, мы были рады — хотелось бы, чтобы таких семей было побольше. С другой, нам было за них страшно. Случись что, и помочь им было бы некому», — рассказывает АиФ.ru один из участников экспедиции, первый зам. министра экономики Республики Мордовия Алексей Грибанов.
Его беспокойство понятно. Хотя в Приэльбрусье каждый год занимаются повышением безопасности, работы еще много. У многометровых обрывов не хватает ограждений, не везде можно найти предупреждающие надписи об опасности камнепада, лавины или ледяных трещин. Возможно, в районе «Приюта одиннадцати» стоило бы организовать больше точек горячего питания. Что хорошо, здесь уже есть дежурный пункт МЧС с ратраками.
«К сожалению, год от года на Эльбрусе происходят несчастные случаи. Проблему надо решать, — говорит еще один участник экспедиции, зам. начальника департамента экономики Россети Центр Александр Тимофеев. — Понятно, что работы на такой высоте требуют довольно высоких затрат. Но ведь речь — о человеческих жизнях».
Более безопасное Приэльбрусье будет притягивать больше туристов всех возрастов, а доходы от них покроют затраты на высотные работы. Поэтому в выигрыше останутся все. В конце концов, уверен Тимофеев, у этого места есть всё, чтобы стать таким же популярным курортом, как и Альпы. Здесь есть и горнолыжные спуски, и потрясающие виды, и гостеприимные люди.
Зачем люди идут в горы?
Многие задаются вопросом: зачем люди идут в горы? Почему они рискуют своей жизнью, оставляют родных, отказываются от привычного комфорта?
«Это возможность испытать себя. Когда приходится преодолевать трудности, человек раскрывается в полной мере», — говорит Александр Тимофеев.
«Это возможность пережить уникальный опыт. В конце концов, мне кажется, каждому мужчине стоило бы испытать себя подобным образом, — считает Алексей Грибанов. — Впрочем, хоть это и тяжело с непривычки, но вполне возможно и даже вполне безопасно, если строго следовать указаниям инструкторов и технике безопасности».
Хрестоматийный ответ же на этот вопрос в своё время дал британский альпинист Джордж Мэллори, погибший при восхождении на Эверест в 1922 году: «Я иду туда просто потому, что он есть».