Почётный знак «переходящие грабли» присуждается Лукашенко
Последние события в Белоруссии с задержанием группы российских граждан ставят множество вопросов. От – что это было, братья вы наши высокооплачиваемые? До – чего вообще хочет Минск? Однако один вопрос находится в тени, а именно – как Белоруссия, а в частности Александр Лукашенко, дошли до этого? А пролог всегда интереснее эпилога. И, если Белоруссия не перестанет заниматься откровенным шантажом, то эпилог настанет достаточно скоро.
Все последние дни мы слышим со стороны официального Минска просто канонаду истеричной конспирологической и крайне уничижительной риторики вплоть до того, что группы планировали заслать на Украину, словно откровенная дырявость границ Донбасса, помноженная на продажность украинских блокпостов не сводит эту теорию на нет. Кому-то может показаться, что ситуация беспрецедентна для российско-белорусских отношений, но это не так. Это просто повышение ставок зарвавшегося и постаревшего политика.
Подумать только, ещё каких-то десять лет назад можно было услышать ахи и охи про хозяйственность Лукашенко, которого уважительно называли батькой. А чуть ранее, когда в состоянии алкогольной комы державой руководил гражданин Ельцин, так авторитет Александра Григорьевича был вообще колоссален. Пока Ельцин поднимал стопку, Лукашенко таскал лопату. Ельцин путём приёма внутрь выпадал из реальности, Лукашенко любовался конвейером МАЗа. Создавалось впечатление, именно впечатление, что Белоруссия уверенно развивается.
На таком контрастном фоне двух политиков никто не задавался вопросом, каким образом Белоруссия сохраняла уровень жизни и собственную промышленную базу. Тем более Лукашенко обожал непременно на камеру устроить разнос очередному чиновнику, создавая картинку рачительного и строгого хозяйственника.
Таким образом, никому и в голову не приходила простая мысль, что «успех» хозяйственного Лукашенко целиком и полностью зиждется на распахнутом российском рынке, огромном рынке для крохотной 9-миллионой Белоруссии. Условия максимального благоприятствования маленькому соседу, утверждённые в договоре о Союзном государстве, и ковали белорусский «успех». Не говоря уже о чудовищных скидках на углеводороды, миллиардные и откровенно неадекватные дотации и строительство БелАЭС, которое даже сам Путин назвал российским благотворительным проектом.
Но под соусом вездесущей белорусской молочки, которой ковалась репутация непревзойдённо высококачественно, мясных изделий и даже косметики, наводнившей открытый настежь российский рынок, откровенное иждивенчество Лукашенко и его хозяйственной и промышленной политики было незаметно. Но время шло. И пока белорусские промышленники и хозяйственники продолжали статично почивать на лаврах, поверив в несокрушимость своих позиций, российские компании медленно, но уверенно развивались, завоёвывая новые конкурентные преимущества. При этом белорусская сторона настолько погрузилась в собственные фантазии, что срывала сроки поставок, завышала цены и т.д.
Наконец, дошло до того, что бурное развитие «Ростсельмаша», связанное со строительством нового завода в Ростове, стало восприниматься Белоруссией как непосредственная угроза закрытия Минского тракторного завода. И это проходит на фоне текущего замещения продукции Минского завода колёсных тягачей, на шасси которого монтируют ракетные комплексы «Искандер», РСЗО «Смерч», береговые комплексы «Бал», «Бастион», «Берег» и «Рубеж», пусковые установки систем ПВО С-300 и С-400 «Триумф» и т.д., отечественными аналогами, не уступающими качеством. Так, к примеру, концерн «Алмаз-Антей», уставший от периодического срыва обязательств белорусской стороной, выкупил Брянский автомобильный завод и уже выпускает на его мощностях необходимые ему шасси.
Бывший директор колхоза Лукашенко же просто не мог себя вести по-другому, он оказался профнепригоден в конкурентной гонке. Поэтому, видимо, осознавая этот факт, Александр Григорьевич снова и снова занимался откровенным шантажом Москвы. Он то заигрывал с Западом, то с Украиной, то сыпал откровенно враждебной риторикой в адрес Москвы, но чаще всего эксплуатировал братские чувства и родственные связи с Россией собственных граждан. Как автор уже писал на других ресурсах, белорусы выступали в этой формуле Лукашенко в качестве заложников. Конечно, в те времена только политических.
В итоге, шантажистская политика рано или поздно должна была закончиться прямым взятием граждан в заложники. Пикантность ситуации придаёт тот факт, что Лукашенко, который так долго и выгодно для себя проводил одну и ту же политику, сейчас проигрывает даже в политическом плане. С одной стороны бесконечными жалобами на большого старшего брата он вылил не одну тонну избирателей на колесо прозападных националистов. С другой стороны та часть граждан Белоруссии, чьи извилины не топором деланы и кто смог сохранить навыки проведения причинно-следственных связей, отвернулись от уже бывшего «батьки», который и завёл страну в политический и промышленный тупик.
Для них ситуация наиболее тяжёлая, т.к. Лукашенко зачистил адекватную пророссийскую оппозицию, оставив буйных почти откровенных нацистов, надеясь, как и Янукович, на их фоне оставаться на плаву. Этот «хозяйственник» так и не понял, что его корабль уже протёк, а тихой гавани в Ростове, надеюсь, не предвидится. Собирать политический мусор с постсоветского пространства пора оставить Украине.
Сергей Монастырёв, специально для News Front