Риторика Киева о дипотношениях вызвана истинным отношением к России
Заявление МИД Украины о нежелании разорвать дипотношения с Россией попадает в русло той официальной политики, которую проводит Киев на протяжении всего периода с 2014 года, рассказал ФБА "Экономика сегодня" доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в интервью изданию «Главком» обозначил причину, по которой украинская сторона решила не прекращать отношения с Российской Федерацией после 2014 года. Кулеба обозначил, что разрыв был правильным жестом с «политической точки зрения», но с юридической – нет в связи с необходимость защиты интересов украинских граждан. Дипломат уверен в том, что их нужно сохранить для помощи политическим заключенным на российской территории, поэтому назвал существующую конфигурацию двусторонних отношений «наиболее сбалансированной и эффективной». Поэтому, уверен глава дипведомства, украинской стороне необходимо ограниченное дипломатическое присутствие.
«Данное заявление попадает в русло той официальной политики, которую проводит Киев на протяжении всего периода с 2014 года. Во времена экс-президента Петра Порошенко риторика была более жесткая и радикальная, однако с приходом к власти действующего президента Владимира Зеленского она стала относительно умеренно-радикальной, однако генеральная линия абсолютно не изменилась.
То, что говорит Дмитрий Кулеба, звучало из уст и прежних министров иностранных дел Украины – в эпоху Петра Порошенко украинский МИД говорил о том, что Киев не разорвет отношения, так как Российская Федерация является участницей переговоров в «нормандском формате» и выступает в качестве гаранта урегулирования конфликта, а также большое количество украинских граждан находятся на территории России – поэтому логичным становится желание Киева сохранить ограниченное дипломатическое присутствие», - рассказывает Топорнин.
Ранее глава МИД Украины обращался к Европейскому союзу усилить против Российской Федерации в связи с тем, что Москва якобы не намерена обеспечивать выполнение договоренностей парижского саммита «нормандской четверки». В тоже время Дмитрий Кулеба считает, что санкции можно с России снять, но для этого Украина должна получить «компенсации в любой форме».
Это не первое призыв украинского Министерства иностранных дел расширить санкции – Дмитрий Кулеба также обращался к европейской стороне с требованием помешать реализации проекта «Северный поток-2».
Киев временно отказался от принципа «после нас хоть потоп»
Отношения между Россией и Украиной серьезно ухудшились в 2014 году, после государственного переворота в Киеве и на фоне ситуации в Донбассе. Украина официально и активно выступает с антироссийской риторикой, но на окончательный разрыв дипломатических отношений не решается. В МИД Украины неоднократно заявляли, что не поддерживают эту идею. Россия, в свою очередь, отрицает обвинения Киева и называет неприемлемыми, так как не является стороной внутриукраинского конфликта и заинтересована в том, чтобы Киев преодолел политический и экономический кризис.
«Сейчас украинская политическая элита охвачена спорами о необходимости активизации контактов с Российской Федерацией – об этом говорили в Верховной раде и в администрации действующего президента Зеленского. Но каждый раз глава Украины подвергается критике радикальной части общества, в то время как другая часть положительно относится к двусторонним контактам стран, понимая, что без участия Российской Федерации Украине сложно будет добиться избавления от кризиса в Донбассе.
Во время предвыборной кампании Владимир Зеленский заявлял о важности регулирования конфликта на этих территориях и люди, уставшие от войны, его поддержали. Однако с одной стороны Киев отказывается признавать важность контактов с Россией, с другой – держится за них», - рассуждает эксперт.
Однако украинская сторона продолжает вести двойную игру, направляя различные обвинения в адрес Российской Федерация и одновременно заявляя о неготовности поставить точку в дипотношениях. Так экс-глава МИД Украины Павел Климкин заявлял, что дипломатические отношения с Россией себя исчерпали, но к их разрыву Киев пока не готов.
Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров говорил, что Москва будет не против обмена послами с Киевом, но подчеркнул, что дипломатические отношения были свернуты именно по вине Украины, несмотря на то, что государства остаются сильно связаны в экономике, в сфере транспорта, а также гуманитарных дел. Поэтому, по его мнению, неразумно постоянно возводить какие-либо барьеры. По словам министра, российские дипломаты заинтересованы в контактах. В пример он привел договоренности по транзиту газа и обмену удерживаемыми лицами, которые были достигнуты после встречи президента Украины Владимира Зеленского с лидером России Владимиром Путиным.
В 2016 году экс-премьер РФ Дмитрий Медведев в ответ на очередные попытки Киева обесценить дипотношения с РФ напомнил, что руководством России может быть принято такое решение, если у Москвы не останется других инструментов для того, чтобы «отрезвить» Киев. В качестве примера он тогда привел разорванные отношения с Грузией.
«Диалог может быть разным – между ведомствами, на уровне высших лиц или депутатов. Но Киев не просто делает его вялотекущим, он его не ведет. Единственный важный контакт произошел, когда президент Украины Владимир Зеленский позвонил президенту Российской Федерации Владимиру Путину, а ранее они встречались в ходе переговоров в «нормандском формате».
На Украине понимают, что нужно каким-то образом сохранить контакты, но это понимание разбивается о разноголосицу властей, не понимающих, какую форму диалога нужно выбрать. Эта задача стоит перед Зеленским, который не выработал фундаментальной позиции в этом вопросе и продолжает использовать багаж Петра Порошенко в виде принципиальных позиций в отношении Москвы. Из-за этого не происходит кардинального сдвига ни в двусторонних отношениях государств, ни в решении проблемы с урегулированием конфликта в Донбассе, ни в решениях Киева по Минским соглашениям», - констатировал политолог.