Через 10 дней у Лукашенко выборы: Зачем Белоруссии российские пленные?
Кому враг, а кому друг президент Республики Беларусь
Белорусской информационное агентство БелТА сообщило, что под Минском были задержаны 33 россиянина, которых называют «сотрудники частной военной компании». Есть предположение, что это бойцы «ЧВК Вагнера», формирования, которое осуществляло свою деятельность, например, в Сирии и по ряду данных на Украине. По слухам, оно имеет отношение к российскому бизнесмену Евгению Пригожину.
Как сообщают в Белоруссии, задержание было проведено после того как местные правоохранительные органы получили информацию о прибытии в страну более 200 «боевиков» с целью дестабилизации политической обстановки в стране.
В контексте того, что через 10 дней в Белоруссии пройдут президентские выборы, некоторая нервозность местных властей и правоохранителей выглядит на первый взгляд обоснованной. По последним данным популизм Лукашенко, громкие заявления и прочие элементы его кампании не смогли в достаточной степени поднять его рейтинг. Политологи сходятся во мнении, что Александра Григорьевича, конечно, выберут, но без былого энтузиазма.
К слову, наличие ополченцев с Донбасса в списках задержанных подтвердил и писатель Захар Прилепин, который участвовал в военных событиях на востоке Украины. По его словам, «среди задержанных в Минске представителей некоей ЧВК действительно есть несколько бывших бойцов из нашего батальона (который на данный момент уже не существует, напомню). То, что люди, воевавшие и воюющие в армии ДНР и ЛНР — воюют не только там, давно известно. Выезжают они и в Сирию, и в иные тёплые воюющие страны». Также, писатель и политики отметил, «тут, насколько я могу судить со стороны, обычная история — хорошо обученные люди движутся в определённых направлениях по своим маршрутам, у них свои дела, никакая Белоруссия им не нужна. То, что три десятка мужиков в камуфляже собирались в какую-то другую сторону, и белорусским спецслужбам отлично, уверен, известно. Уж не знаю зачем они всё это затеяли».
Известно, при этом, что ряд задержанных фигурирует в списках украинского сайта «Миротворец», на котором авторы указывали всех, кто, по их мнению, является «врагом Украины».
Но в данном случае, все же, стоит подробнее поговорить о Белоруссии, и о том, что сейчас являет собой режим Лукашенко по отношению к России.
В последние годы, как неоднократно отмечалось в СМИ и экспертами, Александр Григорьевич ведет уж слишком многовекторную политику. В том числе и по военным фронтам. Речь, в первую очередь о совместных учениях с британским спецназом НАТО Winter Partisan, которые прошли в конце февраля и начале марта этого года. К слову, учения Белоруссии и Британии имели место и в 2018 году. Называлась операция — Cambrian Patrol.
Если же говорить о политической составляющей, то в последние годы сеть западных НКО буквально опутывает Белоруссию, входя в сферы образования, культуры, общественного устройства и многих иных, напрямую не имеющих отношения к реальной политике сфер. И все это не только не настораживает руководство Белоруссии, благо, пример Украины буквально стоит перед глазами, но и вызывает всяческое одобрение самого Лукашенко. И это одобрение белорусский президент публично высказывает на встрече с американским госсекретарем Майком Помпео в феврале 2020 года. Больше того, на той встрече белорусская сторона призвала США «активнее действовать на территории Белоруссии».
А параллельно с этой «открытостью всему миру» Лукашенко сквозь пальцы смотрит, а то и оказывает государственную поддержку разного рода националистам «от культуры». Национализм там очень похож на украинский а-ля «Украина — не Россия». В Белоруссии примерно такая же история, там «Беларусь — не Россия». Понятно, что до «никогда мы не будем братьями» остается уже меньше пары шагов.
В общем, есть мнение, что Лукашенко то ли пытается стать «другом всем», в том числе и странам Запада, и за счёт этого показать, как Белоруссия независима от России. Что, хотя бы с экономической точки зрения, не соответствует действительности от слова совсем. У Белоруссии в активах есть, фактически, только российский рынок сбыта продукции. То ли таким хитрым образом шантажировать Кремль — «не дадите газ и нефть по льготным ценам, уйдем к США и Европе». Ну, и понятно, что в деле всей этой «призрачной евроинтеграции» очень большую роль играют и национальные, местечковые настроения. Нужно, чтобы белорусское население не отождествляло себя с Россией, более того, противопоставляло себя ей. Здесь опять же стоит пристально вглядеться в Украину на тему того, что там из подобных проектов вышло.
К чему вся эта долгая история об актуальной белорусской политике? Чтобы попытаться объяснить мотивы нынешних событий с задержанием более 30-и граждан РФ. Да, хорошо, пусть это сотрудники ЧВК. Но чтобы российские ЧВК пытались дестабилизировать предвыборную ситуацию в какой-либо стране? Вы о таком в принципе когда-нибудь слышали? Здесь же речь вообще идёт о стратегическом союзнике России. По крайней мере и в Москве, и в Минске об этом не перестают заявлять с самых высоких трибун.
То есть, скорее всего, Прилепин абсолютно прав: люди ехали через Белоруссию по своим делам, со своими целями. Маршрут, видимо, был уже налаженный. Но тут внезапно «что-то пошло не так».
Видимо, Александр Григорьевич перед выборами решил показать националистически настроенному электорату, что «Беларусь — не Россия», ну и западным партнерам, что РБ всячески готова к сотрудничеству, а «русские не пройдут» во имя мира во всем мире и торжества западного внешнеполитического курса.
Что рассчитывает получить таким образом Лукашенко? Внутри страны — прирост голосов. Дело в том, что в Белоруссии выборы — это уже давно «референдум о доверии». И здесь роль играет не факт победы Лукашенко. А процент явки и процент голосов, отданный за Александра Григорьевича. А чтобы явку поднимать, нужно охватывать все новые социальные группы, и будоражить их символическими громкими событиями. Задержание «сотрудников российской ЧВК» под эту категорию ложиться идеально.
С другой стороны, видимо, есть расчёт и на то, что выборы безоговорочно признают легитимными и «западные партнеры». Чтобы уж точно ни у кого сомнений не осталось, что Лукашенко — это легитимный и всенародно избранный президент.
В принципе, можно сказать, что эта логика оправдана в краткосрочной перспективе, но вот уж потом Россия ассиметрично ответит. Но, к сожалению, скорее всего — нет. Если учесть все демарши белорусской стороны за последние годы, вплоть до «слива» планов совместных с Россией военных учений еще в 2017 году странам НАТО, постоянный шантаж, истерики по поводу «российского давления», аресты российских бизнесменов и прочие веселые публичные мероприятия, то Россия должна была ответить «еще вчера». Поэтому, судя по всему, Александру Григорьевичу — можно. И здесь снова повторимся, Украине тоже долгое время было много чего можно. Даже российские пассажирские самолеты сбивать. В итоге, сейчас мы имеем на юго-восточной границе какое-то неадекватное «дикое поле» с политическим руководством похожим на цирковую труппу погорелого театра, которая до кучи еще и объелась «озверина». К чему приведет наше миролюбие в отношениях с Белоруссией — даже как-то не хочется думать. Но есть подозрение, что к очередным геополитическим потерям на ближайших и важнейших фронтах.