Банковский сектор – в кризисе? Вопрос, как всегда, риторический. Как спасти свои сбережения
Август всегда приносил России неприятные сюрпризы, зачастую, они случались и на финансовом фронте. Теперь к его нестабильности добавился и непонятный до конца фактор коронавируса.
На последнем совещании у президента чиновники рапортовали достаточно бодро. Пресловутую «вторую волну» старались не поминать, а первую назвали успешно пройденной.
Совещание о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране. Фото с сайта Кремля«Вы сегодня уже отметили, что ситуация с новым коронавирусом в стране стабилизируется. Эпидпроцесс по новой коронавирусной инфекции сегодня характеризуется чёткой тенденцией к снижению ежедневных темпов прироста с 7 процентов на 10 мая, когда начали включать режим послабления и выхода из режима ограничений, и до 0,7 процента на сегодняшний день, на 29 июля, это в десять раз. Выбранная стратегия поэтапного снятия ограничений оправдывается в большинстве регионов. Если такими темпами мы могли бы идти дальше, у нас есть все возможности, но впереди та инфекция, о которой сегодня уже говорили, и тот сезон, о котором Вы сегодня сказали во вступительном слове»
Анна Попова, руководитель Роспотребнадзора
Осень и зима с их сезонными обострениями респираторных заболеваний беспокоит не только врачей, но политиков и экономистов. Почти три месяца простоя «народной» экономики, то есть малого бизнеса принесли негативные результаты. И сейчас главная задача – выправить ситуацию.
«С точки зрения восстановления экономики должен сказать, что обрабатывающая промышленность Москвы работает примерно на том же уровне, который был и в прошлом году. Торговля и услуги на сегодняшний день по объёму чуть выше уже, чем в прошлом году. То есть объём торговли и услуг даже в сопоставимых ценах сегодня уже выше прошлогодних. Конечно, изменения сегментов есть, больше стало дистанционной торговли, меньше стали продавать товары в торговых центрах, но в целом объём экономики мы видим, как восстанавливается»
Сергей Собянин, мэр Москвы
Но политики рапортуют, а банки и их вкладчики действуют. Семь крупнейших банков лишились на 700 миллионов долларов депозитов, правда, почти такая же сумма появилась на вновь открытых счетах. Вкладчики просто переложили «финансовые яйца» из одной корзины в другую. Доходы по валютным вкладам резко упали, но по рублевым держатся в пределах инфляции. Даже самые либеральные экономисты текущие шаги правительства склонны рассматривать под благожелательным углом зрения и оценки. По сути, чиновники взяли на вооружение основной принцип главных героев, врачей – «не навреди».
«Поэтому я подчеркиваю, что крупных ошибок не делали. Ну опять, вот… Доходы населения в этом году по оценкам экспертов в этом году упадут на 4-5%. Вот в принципе, это катастрофическое падение? Нет, не катастрофическое. В кризис 2014-2015 года за первый год упало на 10%, чуть меньше 10%. То есть, в принципе, ничего страшного. Подумаешь, население стало жить хуже. А могли бы дать денег больше из фонда национального благосостояния, чтобы улучшить и людям как-то помочь? Кому-то стало бы лучше… Но опять, это политическая ошибка. Но с точки зрения жизни страны – нет, конечно. Не настолько крупная ошибка, чтобы говорить, что она сильно поменяла расклад жизни в стране»
Сергей Алексашенко, экономист
Расклад жизни в стране может существенно поменять расклад в экономике. Один принцип «удаленки» практически перевернул весь рынок труда и зарплат. Люди при меньших затратах стали зарабатывать меньше. Этого не случилось бы, если бы и другие экономические рельсы переложили бы в правильном направлении.
«Огромный потенциал государственного заказа не в полной мере используется для поддержки производителя. Стоит отметить и ситуации, когда российские производители сталкиваются с демпингом со стороны иностранного производителя, с требованием ежегодных тендеров, которые душат инициативу инвестировать и производить продукцию в РФ. Например, такая ситуация отмечается по всей линейке продукции малотоннажной химии, фармацевтики, в пищевой промышленности и в любой другой, где создается продукция с высокий добавленной стоимости. Сегодня государственные заказы – это внушительный рынок сбыта, на который в больших объемах до сих пор идут значительные поставки из за границы»
Максим Кавджарадзе, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
Настройка действующего механизма идет в режиме, как сейчас модно говорить, 24/7. Около 300 законов и поправок, которые бы обеспечили предложения президента, изменения в Конституцию уже приняты верхней палатой. Но работы еще много и «законодательных цыплят» предполагают подсчитать уже осенью. Во всяком случае, так рассчитывает спикер Валентина Матвиенко.
«Очень много предложений сенаторов включено в Общенациональный план восстановления экономики. Целый ряд наших предложений были включены в текст Основного закона. Главным результатом стало всенародное одобрение поправок в Конституцию. Мы в ежедневном режиме работаем с министерствами и ведомствами, у нас много форматов конкретного предметного взаимодействия с правительством, «правительственный час», «открытый диалог с министром», участие членов правительства в парламентских слушаниях, «круглых столах», заседаниях комитетов СФ. Мы ведем честный и открытый диалог по тем вопросам, которые волнуют граждан, поднимаются субъектами Федерации, прорабатываем конкретные проблемы»
Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации
В последнее время появляются и явно популистские предложения. Они могут найти поддержку у граждан. Что стоит инициатива внесудебной конфискации средств и имущества коррупционеров и перенаправление этих средств напрямую в Пенсионный фонд. Даже по закрытым судебным делам статистика впечатляет. Казалось бы, на пенсионеров должна просыпаться «пенсионная манна».
«Общая стоимость имущества чиновников, подлежащего обращению в доход государства в соответствии с судебными решениями по искам прокуроров, превысила 12 миллиардов рублей. Это только за девять месяцев. Это транспортные средства, земельные участки, жилые и нежилые помещения, в отношении которых чиновниками не было представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы»
Александр Куренной, официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ
Но пока большинство граждан волнуют свои доходы, а не перераспределение чужих. По подсчетам Центробанка, в наличном состоянии, или, как говорят, в «кубышках» у каждого среднего россиянина припрятано до 80 тысяч рублей наличными. Это запас на «черный день», но если вдруг «черный» день вдруг одномоментно превратится в «зеленый»? На рынок вывалится огромная сумма денег и, как следствие, курс всех валют поползет вверх. Высока ли вероятность такого сценария - эксперты спорят и указывают на сопутствующие факторы.
«На сегодняшний день осталось только два фактора, которые реально могут поддержать рубль. Это шанс, что цена на нефть будет расти, но предпосылок к большому росту нет, и проблемы в США, где именно слабость доллара может искусственно поддержать рубль. Но я бы не советовал инвесторам оценивать перспективы валют на таких коротких периодах времени, особенно в такое сверхтурбулентное время. После мартовских событий была высокая вероятность укрепления рубля, которой воспользовались грамотные инвесторы. Самым вероятным сценарием я считаю падение рубля. И, конечно, вы правы, тут один из главных вопросов — это временные горизонты. Еще 2 июля доллар пробил отметку 70 рублей и с тех пор укрепился выше этой отметки, несмотря на то, что нефть также росла в цене. Это очень важный нюанс. Обычно рубль коррелирует с ценами на углеводороды, но в данном случае движения были разнонаправлены, и пробивался важный уровень поддержки»
Ян Марчинский, финансовый эксперт
Все эти финансовые экзерсисы и выкладки не более чем ответы на прогнозы главы Сбербанка Германа Грефа. Еще в июне он предсказал российской валюте устойчивость в долгосрочном периоде, правда, не исключил ситуационных и спекулятивных колебаний.
Президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф. Фото: РИА Новости / Дмитрий Астахов«Наша национальная валюта тесно связана с ценой на нефть, а ее тяжело спрогнозировать. Я доверяю одному из старых и опытных аналитиков Генри Гроубу. Он называет на конец года $60-62 за баррель. Значит, рубль будет в пределах плюс-минус 60-ти к доллару. Сейчас сказал бы так: при плавающем курсе рубль является естественным демпфером макроэкономической ситуации. В 2014 году приняли очень правильное действие, когда отпустили рубль и перешли к таргетированию инфляции, перестав таргетировать курс. Конечно, экономика сегодня значительно более флексибильная к таким шокам, с которым мы встретились. И она переживает коронавирус гораздо лучше, чем я, допустим, ожидал»
Герман Греф, председатель правления Сбербанка
Против оптимистичных предсказаний Грефа играет тот факт, что Центробанк отказался пустить куш в 40 миллиардов долларов на валютный рынок, вырученный за продажу акций Сбербанка. Отправил их в «заначку». Цена на нефть опять-таки пока стабильна, но вот рублю помогать не дорожает. Оптимизма прибавляет, что ФРС США в очередной раз приняла решение о выпуске 1,2 триллионов необеспеченных «зеленых», но это эхо пока до нашего рынка не дошло. Зато частичное открытие границ, в частности, Турции, сразу сказалось на посещении обменных пунктов. За время карантина многие проели свою долларовую «подушку безопасности» и теперь хотят ее восполнить. Тем более, впереди замаячил вполне конкретный и реальный заграничный вояж.
«Третий квартал исторически считается слабым для рубля: на него приходятся сезонный рост импорта, туристический сезон, ослабление платежного баланса, дивидендный сезон и вывод дивидендов за рубеж нерезидентами. Плюс ко всему сейчас рынки находятся в неопределенности из-за рисков второй волны коронавируса. Вместе с тем, пока цены на нефть относительно стабильны, и держатся в районе 41-43 долларов за баррель, вероятно, такие цифры сохранятся в течение всего июля, а закрытие границ также поддерживает рубль. Валюту следовало покупать в июне, когда мы рекомендовали брать по 68 рублей, сейчас курс справедливый, поэтому можно покупать, но осторожно и не на весь объем сбережений»
Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей
Но в валютных играх всегда нужно учитывать одно, самое главное, обстоятельство. Без серьезной и свободной суммы (10 -50 тысяч долларов) ввязываться в схватку с биржевыми «быками» и «медведями» явно не стоит. Вся возможная прибыль от повышения или понижения курса уйдет на комиссионный банковский процент или плату и обслуживание брокерского счета. Тот случай, когда верна пословица – «семь раз отмерь», а вот резать следует только в крайнем случае.
Михаил Михайлов, «Вместе-РФ»